Новичок «Старта» Максим Пахомов о переходе в нижегородский клуб, неожиданных тренировках и консультации у доктора Пфайфера — в интервью изданию «Футбол-Хоккей НН».
В это межсезонье «Старт» пополнился целым рядом хоккеистов с весьма серьезным послужным списком. В числе тех, кто должен усилить нижегородский клуб в предстоящем сезоне — 31-летний нападающий Максим Пахомов.
В Нижнем перспектив больше, чем в Ульяновске
— Максим, как состоялся ваш переход в «Старт»?
— Мне позвонил главный тренер Андрей Владимирович Бегунов, сказал, что хотел бы видеть меня в команде. Обговорили условия, которые меня полностью устроили, и я, не долго думая, дал согласие.
— Не было предложения от ульяновской «Волги», в которой вы минувший сезон заканчивали?
— С руководством ульяновского клуба я долго разговаривал на этот счет, но пришел к выводу, что в «Старте» у меня перспектив больше. В Нижнем Новгороде всерьез взялись за команду, собрали боеспособный коллектив, мне стало интересно попробовать себя в нем, постараться как можно выше подняться со «Стартом» в предстоящем чемпионате.
— На переход как-то повлиял тот факт, что в свое время в Казани вы поиграли вместе с нынешними тренерами и руководителями «Старта» — Бегуновым, Рябовым, Саксоновым, Чекулаевым?
— Возможно. Все эти игроки в свое время были на первых ролях в нашем хоккее с мячом, они знают этот вид спорта «от и до». И поскольку давно их знаю как людей и как профессионалов своего дела, был уверен, что под их руководством клуб ждет дальнейшее развитие.
— Когда-то вы вместе играли, а теперь они — тренеры, а вы — игрок. Взаимоотношения после этого меняются?
— Отношения рабочие. Есть уважение к старшим товарищам. Все мы делаем общее дело.
— А ведь в самом начале вашей игроцкой карьеры вас еще Юрий Ефимович Фокин в «Старт» приглашал. Почему тогда не дали согласия?
— Во-первых, тогда в Нижнем Новгороде была очень сильная команда. Во-вторых, я был слишком молодой — 18−19 лет. Наверное, правильно сделал, что не согласился. В то время как раз сыктывкарский «Строитель», где я начинал, покинула большая группа хоккеистов, благодаря этому я стал играть в основе. А перейди я в «Старт», не факт, что у меня был бы игровая практика. И как бы тогда сложилась моя дальнейшая карьера…
Упражнения в бассейне развеселили
— Как вам тренировочный процесс? Он чем-то отличается от предсезонки в других клубах, за которые вы выступали?
— Да, я с некоторыми упражнениями, которые тренерский штаб «Старта» предлагает, в первый раз сталкиваюсь. Каждый день что-то новое. А когда что-то новое — это всегда интересно. Обратил внимание: все ребята на тренировках работают с улыбками на лицах. Если бы упражнения не радовали, этого бы не было.
— А конкретно какие упражнения из новых вас порадовали или, быть может, даже удивили?
— Наверное, упражнения в бассейне. У меня раньше ничего подобного не было. Вроде и весело, и на мышцы нагрузка хорошая.
— В последние годы в «Старте» остро стояла проблема нападающих. В это межсезонье в команду пришло сразу несколько забивных форвардов, включая и вас. Наверное, конкуренция на этой позиции будет острой? Хорошо это или плохо для вас лично? Или хочется быть уверенным в том, что место в основе застолблено?
— Место в стартовом составе никогда не за кем не застолблено. На ту или иную игру тренеры будут ставить того игрока, который на данный момент находится в лучшем функциональном состоянии. Конкуренция — это только на пользу. Тем более, если команда стремиться покорять новые вершины, добиваться высоких целей. Это и большой плюс для молодежи. Она смотрит на опытных хоккеистов, которые пришли в клуб, старается за ними тянуться. Только так молодежь растет и прогрессирует.
Начинал с шайбы
— Давайте вернемся к началу вашей карьеры. Почему хоккей с мячом в детстве выбрали? Или в вашем родном Сыктывкаре другого выбора особо-то и не было?
— Вообще-то я начинал с хоккея с шайбой. И довольно долго в детстве этим видом спорта занимался, во мне видели перспективного хоккеиста в 10−12 лет — я даже в Москву ездил на просмотр, в ЦСКА и в «Динамо». И там мне тренеры предлагали остаться, у них было желание поработать со мной. Но все упиралось в финансовую сторону дела. В Москве жить дорого, у родителей не было возможности оплачивать мое проживание в столице, и я вернулся в Сыктывкар. Там на первых ролях два вида спорта было — лыжи и хоккей с мячом. И я выбрал бенди, поскольку заниматься хоккеем с шайбой в родном городе было бесперспективно.
— Когда дела пошли в хоккее с мячом и последовали предложения из других клубов, трудно было из родного города уезжать и менять место жительства?
— Конечно, когда с детства живешь в одном городе, привыкаешь к нему, это непросто. Друзья, знакомые… Но хотелось играть в команде более высокого уровня, чем «Строитель». Меня много куда звали. В том числе и в Нижний Новгород, о чем мы уже говорили. Но я предпочел московское «Динамо». На тот момент в этом клубе были самые лучшие игроки в мире. Я ехал туда не для того, чтобы кому-то что-то доказывать. Я ехал учиться играть в хоккей с мячом у великих мастеров.
— Когда молодой парень приезжает в суперклуб из провинции, элементы «дедовщины» имеют место быть?
— Нет, в «Динамо» было все наоборот. Атмосфера была очень хорошая. Более опытные ребята подсказывали в любой ситуации. И тренер в клубе был легендарный — Владимир Владимирович Янко. Чувствовалось, что он хочет сделать из молодого парня настоящего игрока.
В игре, в тренировочном процесс Янко всегда был жестким, потому что привык добиваться результата, и всегда требовал от игроков строжайшей дисциплины — как игровой, так и бытовой. А в свободное от хоккея время — очень веселый и общительный человек.
Конечно, закрепиться в такой команде было тяжело, когда в ней 20 хоккеистов высочайшего класса. Пробыв в «Динамо» полгода, я получил большой опыт, многое для себя взял, и дальше принял решение перебраться в Казань.
Визит к доктору Пфайферу
— Из тех клубов, в которых довелось поиграть, какой вспоминается сейчас с наибольшей теплотой?
— Бесспорно, это Казань. Сначала это была «Ракета», потом — «Динамо». Я провел там восемь лет. И никуда бы оттуда не поехал, если бы дела у клуба не пошли на ухудшение. Коллектив был прекрасный. Мы всегда что-то да выигрывали из года в год (улыбается).
— Вы за какие бы команды не играли, всегда очень много забивали в ворота «Старта». Это, что называется, был «ваш клиент», удобная команда?
— Честно говоря, я над этим не задумывался. Хотя не вы первый мне об этом говорите, кто-то еще из нижегородцев однажды заявил: мол, как не приедешь в Нижний, обязательно «Старту» забиваешь, то же самое было и когда «Старт» в гости приезжал к командам, за которые я выступал. Нет, дело не в том, что это «удобная команда». Я на каждую игру одинаково настраиваюсь, мне без разницы, какой соперник выходит на поле против моей команды. Я нападающий, значит, должен забивать. Ну, значит, «Старту» чуть больше от меня досталось, если вы заметили (смеется).
— Что со здоровьем у вас? Была информация, что на днях вы ездили в Москву на консультацию к известному немецкому доктору Пфайферу. Что-то серьезное?
— Проблема в том, что воспалилось колено. Показал ему снимки МРТ, пообщался на предмет дальнейшего лечения, попросил рекомендации, как лучше готовиться к сезону, чтобы не навредить колену. Томас Пфайфер оказался очень хорошим, душевным человеком. Ну, а то, что непревзойденный специалист в области спортивной травматологии — это вообще не обсуждается. Правда, по-русски он говорит не очень хорошо, но что мне надо было, я понял (улыбается). Свое заключение он прислал в клуб, тренеры и врачи знают, какие упражнения мне противопоказаны. В частности, некоторые беговые, прыжковые. При занятиях на тренажерах, на льду противопоказаний нет. Даст бог, будет все нормально.
Забил Болотову с 30 метров
— Какой матч в своей карьере считаете самым ярким и запоминающимся?
— Вспоминаю очень интересный матч в Кемерово в 2007 году между «Кузбассом» и казанской «Ракетой». За 20 минут до финального свистка мы вели — 7:3, но потом в составе нашей команды случился целый ряд удалений, и на 90 минуте Кузбасс" счет сравнял — 7:7. Уже в добавленное время наш удаленный игрок выскакивает со скамейки штрафников, шведский вратарь «Ракеты» Бергвалл бросает ему мяч, следует выход один на один, и мы выигрываем — 8:7. Наш главный тренер Тони Линдквист даже на лед выбежал, не в силах сдерживать эмоции. Этот матч был выигран, в первую очередь, за счет сумасшедшего эмоционального настроя, такие игры навсегда в памяти остаются.
— А из своих забитых голов какой можете выделить? Либо по красоте, либо по важности…
— Я не делю голы на красивые и не красивые, важные и не очень. Их очень много было. Дайте-ка подумать… Ну, возьмем, к примеру, гол в ворота нижегородского «Старта» в прошлом сезоне. Наверное, метров с 30 я его забил Максиму Болотову. Может, освещение было неудачное для голкипера, может, не видел он момента удара. Но такие голы болельщикам нравятся, такие принято считать красивыми.
— Руководство «Старта» уже озвучило игрокам цели и задачи на сезон?
— В начале августа задача одна — хорошо поработать в ходе предсезонки, без травм «вкатиться» в сезон, сыграться коллективом, научиться понимать друг друга. А задачи, думаю, будут озвучены ближе к началу сезона.
«Пробки» в Нижнем — не чета самарским
— От хоккея давайте перейдем к вопросам бытового характера. В Нижний Новгород вы один приехали или с семьей?
— В какой бы город я не ехал играть, всегда сразу же приезжаю с семьей. Жену зовут Елена, она занимается воспитанием дочки Миланы, которой пять лет. Нашли квартиру в центре города. Говорили мне, что проблематично оттуда добираться из-за «пробок» до стадиона «Труд», но пока я этого на себе не ощутил. 20−25 минут езды — это не проблема. Тем более, что сейчас наша семья живет в Самаре, — вот там бы вы видели, какие «пробки». Километр там полтора часа ехать можно (улыбается).
Нижний мне понравился. Большой, хороший город, все здесь есть для комфортного проживания. Клуб обещал помочь с устройством дочки в детский сад.
— Интересно, а почему в Самаре вы решили обосноваться?
— У жены родители оттуда. Приезжали туда часто в гости, понравилась мне красота Самары и ее очень приятный климат. Решили на семейном совете, что будем жить в этом волжском городе.
— С кем наиболее тесные, дружеские отношения в команде поддерживаете?
— В первую очередь, с Алексеем Бушуевым. Мы живем рядышком, и наши жены тесно общаются, и наши дети. Мы очень давно друг друга знаем, в Казани вместе играли. Но даже если за разные клубы выступали, постоянно друг с другом созванивались.