Полузащитник национальной сборной России Максим Ишкельдин через сутки после поражения от шведов (3:6) проанализировал заключительный матч предварительного этапа, поделился мнением о соперниках и сравнил чемпионаты мира в Хабаровске.
— Как спалось после матча со шведами?
— Спал как убитый. Если честно, еле проснулся.
— Не осталось сил или спится в Хабаровске так хорошо?
— Такие матчи выхолащивают и эмоционально, и физически. Всё-таки игры Россия-Швеция — это максимальный уровень, который возможен в мировом хоккее с мячом.
— Какие впечатления пока оставляет чемпионат мира?
— Нам всё нравится. Единственное, хотелось бы видеть больше болельщиков на трибунах. Чтобы каждый матч сборной России собирал в «Ерофее» по 10 тысяч зрителей.
— Удивило, что на матче против сборной Норвегии стадион был почти полон, а игра с финнами собрала «всего» 4,5 тысячи человек?
— Да, меня очень удивило. Я думал, что с каждым матчем зрителей будет всё больше и больше. Надеюсь, в следующих матчах будет именно так, ведь впереди — плей-офф.
— Матчи «СКА-Нефтяника» в нынешнем сезоне тоже не всегда собирают полные трибуны…
— Если сравнивать с прошлым сезоном, то статистические показатели действительно упали. Это мой третий год в «СКА-Нефтянике»: первый год было много болельщиков, второй — ещё больше, а третий — чуть меньше. Хотя осенью на финале Кубка России был полный стадион. Может быть, болельщик в Хабаровске несколько «наелся» хоккеем.
— Нынешний чемпионат мира отличается от турнира трёхлетней давности?
— Да. Во-первых, чемпионаты проходят в разное время: в 2015 году мы играли в начале апреля, а сейчас — на два месяца раньше. Во-вторых, команды изменились: это уже не те сборные Финляндии и Швеции. Много игроков появилось и в сборной России, хотя прошло, казалось бы, всего три года.
— Финны многих приятно удивляют, а сборной России последние матчи против соперника даются тяжеловато…
— Сам хоккей изменился. Шведы стали профессионалами: в их сборной нет хоккеистов, которые бы имели другую работу. Финны тоже приходят к этому. Их прогресс стал возможен благодаря тому, что их лучшие хоккеисты играют в шведской Элитсерии. Если вспомнить период, когда лучшие шведские хоккеисты играли в России, наш национальный чемпионат тоже заметно вырос.
— Насколько изменилась игра сборной Швеции?
— Недавно я очень удивился, узнав, что Даниэль Берлин сыграл 100 матчей за сборную. Это огромный объём матчей, многие из которых он сыграл против русских. И этот опыт нигде не найдешь и не купишь — его можно только наиграть. И в составе этой сборной нынешние лидеры начали играть на таком уровне чуть раньше нашего возраста. В этом плане они чуть-чуть впереди нас.
— Не будем забывать, что выступления на чемпионате мира в прошлом году завершили Моссберг, Андерссон, Бергвалл и Нильссон…
— Это «звёздные» игроки, которые заслужили свой статус выступлением в России и Швеции. На их место пришли ребята более голодные до побед и по-спортивному злые. Может быть, это им даже на руку. Сборная Швеции меняется потому, что меняются их лидеры. Игра теперь в других руках — в руках трёх лидеров: Берлина, Сэфстрёма и Хеллмюрса. Плюс я включил бы сюда Лёфстедта.
— Почему вчера скандинавы сумели одержать победу?
— Вчерашний матч прошёл по их сценарию. Когда мы встречались в Сёдерхамне, всё было наоборот. Здесь, увы, они полностью контролировали игру. Даже когда мы сумели сравнять счёт (2:2) и смогли перехватить инициативу, то это длилось недолго. Жаль, что при ничейном счёте у нас не было голевых моментов. При равенстве на табло это очень важный момент для того, чтобы завладеть инициативой и держать игру под контролем.
— В Сёдерхамне сборная России с первых минут навязала сопернику очень агрессивную игру. Вчера был план «Б»?
— Я думаю, что шведы сыграли по-другому. К «Турниру четырёх наций» они относятся два года подряд не то что с прохладцей, но смотрят за нами — за тем, как играем мы и какой мы сделаем первый ход. А вчера получилось наоборот: именно они сыграли агрессивнее и в обороне, и в атаке.
— Сборная Швеции заметно быстрее действовала в атаке: быстрее ходил мяч, хоккеисты быстрее двигались…
— Если сравнивать национальные чемпионаты, то у них игра в пас построена по-другому. В российском хоккее многое зависит от скорости игрока, владеющего мячом, а не от скорости передач. В Швеции всё «завязано» на длинных и средних передачах. В такой ситуации требовать от нас действовать как шведы — неправильно. Мы должны быстрее двигаться без мяча.
— Михаил Юрьев сказал, что сборной России необходимо действовать разнообранее в атаке. Согласен?
— Да, у нас есть явная нехватка центрального нападающего. Об этом говорится уже не первый год. Плюс нам не хватает обостряющих передач вперёд. Передачи, которые мы делаем параллельно, увы, не приносят столько дивидендов и не так эффективны, как мы хотели. Поэтому когда мы начинаем играть разнообразнее в средний пас, то доставляем проблемы любому сопернику.
— Вчерашний результат даёт сборной Швеции какое-то преимущество?
— Конечно, они сейчас сильны, находясь в оптимальном состоянии и оптимальном составе. Они хорошо двигаются, демонстрируют высокую командную скорость и понимают друг друга. Видно, что лидеры сборной Швеции настроены совсем иначе, нежели в Сёдерхамне. А преимущество в том, что ты заканчиваешь предварительный этап на первом месте.
— Ты уже третий сезон в Хабаровске. Можно сказать, что чемпионат мира проходит «дома»?
— Для меня любой чемпионат мира, который проходит в России, домашний. Какой бы город ни был! И любой домашний чемпионат для меня в плане психологии проходит сложнее, нежели если бы мы играли в Швеции или Финляндии.
— Как разгрузить себя психологически?
— Мы с ребятами много гуляем. В последние дни стоит шикарная солнечная, хоть и морозная погода. После завтрака до обеда идём на прогулку, стараясь зарядиться солнечной энергией.
— Домой тренерский штаб отпускает?
— Я регулярно вижусь с женой и нашими родителями. По двадцать минут в день (улыбается). Остальное общение — по телефону. Мы с Аней уже давно вместе, она меня поддерживает ивсё понимает без слов. Ведь сейчас время, когда жертвуешь всем ради результата.
— Сегодня на тренерском семинаре многие наставники высказали пожелание, чтобы чемпионат мира проходил в конце сезона. Поддерживаешь эту инициативу?
— (Пауза) Это сложный вопрос. Возможно, если чемпионат мира будет проходить в апреле, то более интересным получится чемпионат России. При условии, что паузу заполнит тренировочный процесс. А если в эту паузу будет какой-либо международный турнир с участием сборных, то это ничего не изменит. Тренеры, думаю, рассудили с точки зрения построения тренировочного процесса и развития игроков. Я же не могу сказать, что одно однозначно чёрное, а другое — белое.
— Впереди — решающие матчи. Шведы — «голодные и злые», а сборная России?
— Мы все помним прошлый год. Поэтому я не могу сказать, что мы меньше хотим победы. В Сандвикене было очень обидно и больно уступить в финале, и повторения пройденного не хочет никто.