Президент Федерации хоккея с мячом Кемеровской области Андрей Сельский о своих впечатлениях о чемпионате мира в Хабаровске и о своем видении перспектив развития хоккея с мячом — в интервью сайту ХК «Кузбасс».
— Андрей Борисович, в Кемерове изрядно гордятся тем, как провели чемпионат мира в 2007 году, который неоднократно называли лучшим международным турниром в истории хоккея с мячом. Чемпионат мира 2018 в Хабаровске может изменить это мнение?
— По привлечению зрителей Кемерово много лет не будет иметь себе равных и останется в истории. Прошло всего 11 лет, но можно сказать, что это разные времена. В Хабаровске я смотрел и анализировал все стороны чемпионата, как организатор, я знаю, насколько трудно все отработать до мелочей, существуют сотни нюансов от момента встречи гостей и спортсменов до их проводов. Могу сказать, что в Хабаровске все прошло на высшем уровне. Испытывал чувство уважения и зависти, ведь организаторы воплотили практически все, что для нас было мечтой, но не могло стать реальностью.
Считаю, что великолепный, международного класса праздник хоккея с мячом — это в первую очередь заслуга властей Хабаровского края, города, которые планомерно из года в год развивают наш национальный вид спорта, популярный в регионе. Это внимание властей к любимому народом зрелищу выражается как в привлечении средств, так и в решении других задач. И, конечно, успешная работа профессионалов клуба «СКА-Нефтяник», которые воплощают в жизнь перспективные планы.
Молодцы хабаровчане, просто молодцы. Они исполнили мечту болельщиков — «СКА-Нефтяник» стал чемпионом страны и это стало одним из дополнительных факторов привлечения мальчишек в хоккей с мячом, пример очень важен для юных спортсменов. «Диванные эксперты» периодически упрекают хабаровчан, что в команде Суперлиги мало доморощенных игроков, но об этом можно дискутировать бесконечно, есть законы профессионального спорта и место на поле никому не достается по прописке. Спортшкола в Хабаровске работает, но не надо ожидать, что каждый год в спортшколе будет урожайным на таланты. Это все сложно.
— Пресс-центр чемпионата, пресс-служба ФХМР с удовольствием описывали не только матчи турнира, но и пребывание в Хабаровске популярного киноактера Андрея Мерзликина, а ведь он не очень разбирается в хоккее с мячом?
— Отвечу так, что не вся пресса жёлтая, но все журналисты падки на сенсации и громкие имена, такова природа прессы. Если говорить честно, то мир хоккея с мячом достаточно узок. Миллионы россиян, которые живут во Владивостоке, Тюмени, Норильске, Кургане, Челябинске и еще десятках городов России мало что знают о нашем виде спорта. Нет там команд, стадионов, матчей, наш вид спорта редко показывают по центральным каналам. И что нам делать? Замыкаться в своем мирке и грызть друг друга, как это с озлобленной настойчивостью делают некоторые наши «друзья»? Перед ФХМР всегда стоит задача популяризации игры и приглашение Андрея Мерзликина — это плюс хабаровского чемпионата. На самом деле вы не поняли — Андрей наоборот знает хоккей с мячом, гонял мяч по льду в Подмосковье, но потом у него была другая жизнь и тут он словно вернулся в детство, узнал, что хоккей с мячом жив и стал еще лучше! Теперь мечтает, что во время гастролей по Сибири со спектаклем «Калина красная» может быть удастся сходить на русский хоккей…
У нас в Кемерове как-то селекционер московского футбольного «Локомотива» впервые увидел русский хоккей и был просто потрясен скоростью и динамикой. Хоккей с мячом — самая скоростная игра в мире, а люди этого просто не знают.
Вы знаете, я встретил на трибунах в Хабаровске своего легендарного земляка — сейчас он депутат Госдумы, куда пришел он после десятилетий работы в шахте. Его бригада — рекордсмен мира по добыче угля — почти 5 миллионов тонн. Владимир Иванович Мельник — Герой Труда России. Он из южного Кузбасса и впервые видел хоккей с мячом! Он был в восхищении от игры и уровня чемпионата. Мы приобрели еще одного сторонника. Это очень важно — иметь широкий круг сторонников, ведь наш вид спорта испытывает серьезные проблемы…
— Да, число зрителей падает, число команд сократилось…
— Мне, как президенту клуба, члену исполкома ФХМР это известно. Есть объективные причины, есть вызовы времени. Смотрите, как за 20−25 лет изменился хоккей с шайбой. Ведь такие города, как Ярославль, Магнитогорск, Омск и тот же Хабаровск были на периферии хоккея с шайбой, были команды второй лиги. Теперь это признанные центры с сильными командами высшего уровня. Это случилось не в одночасье. Шайба — инвестиционно привлекательный вид спорта, туда пошли деньги. А мы потеряли Омск и, наверное, навсегда. Но посмотрите, такого не произошло в Новосибирске и Красноярске, Нижнем Новгороде и Хабаровске, потому что здесь могли защитить наши традиции, наш национальный вид спорта — русский хоккей. Мы непривлекательный спорт для инвесторов, но это наша любовь, которая подвергается испытаниям.
На наших стадионах люди не могут пока получить такого комфорта, нам нужно привлечь новое поколение болельщиков. А задача строительства новых арен — чрезвычайно трудная. И мы все должны благодарить Бориса Скрынника, который добился перемены в сознании членов ФИБ, властей регионов Швеции и России, спорторганизаторов и болельщиков. И получил поддержку правительства правительства нашей страны. Благодаря его настойчивости сегодня все убеждены, что чемпионат мира может состояться только в том городе, где построена крытая ледовая арена. И таким образом мы получили рычаг к решению проблемы. Да, Иркутск не справился с задачей и пока остался без чемпионата мира. Пока, потому что проект там продвигается. У Сыктывкара есть реальные планы по строительству арены. Первоуральск получил принципиальную поддержку губернатора. Красноярск получит арену в подарок к Универсиаде, кемеровская компания им построит дворец. Может быть, красноярцы раззадорятся и тоже, хоть раз в жизни, пригласят к себе чемпионат мира. Не только о себе нужно заботиться.
— Так какая задача стоит перед вашим миром хоккея с мячом — сохраниться или развиваться?
— Обе задачи наши. Русскому хоккею 120 лет и мы обязаны его сохранить. И использовать все возможности для развития. У нас есть надежда на лучшее, правительство обещало увеличить финансирование регионам на строительство крытых ледовых арен после чемпионата мира по футболу, который требует больших затрат.
У нас есть олимпийские перспективы. 100-процентной гарантии нет, но перспектива есть. Возможно, лучше было бы провести чемпионаты мира среди женщин и мужчин в Китае на год-два раньше. Но посмотрите реакцию наших диванных экспертов — они выискивают любую негативную информацию и спешат вбросить в интернет. Их радует любая тень. Я невысоко ценю этих авторов, но все равно был удивлен, с каким восторгом они встретили ложную новость, что хоккея с мячом в Пекине-22 не будет.
— А это ложная новость?
— Ложное изложение новости нашими «попутчиками». Сама новость была в том, что оргкомитет Олимпиады пока не предложил хоккей с мячом в программу Пекина-22. Предложение Китай должен сделать не позднее июля. Наверное, нам было бы легче ждать, если бы русский хоккей «засветился» на Универсиаде, но это случится только через год. Однако пару лет назад русского хоккея еще вообще не было в студенческой программе. Была просто Универсиада обычная, а хоккей с мячом в программе появился благодаря настойчивости и профессионализму вице-премьера Виталия Мутко, министра спорта Павла Колобкова, президента FIB Бориса Скрынника. Это стратегически важное достижение, но я не слышал аплодисментов в нашем сообществе. Многие не понимают, что нас никто нигде не ждёт, что русский хоккей — это лишние проблемы для организаторов спортивных форумов, что мы должны через все нежелания добиваться признания нашего вида спорта через такие знаковые турниры как в Алма-Ате, Красноярске, Чендэ, Харбине. Это трудный путь.
— Что произошло с командой «Кузбасс», которая в этом сезоне «звёзд» не прикупила, но удивляет победами?
— Мы в последние годы раздаем хоккеистов и никого не покупаем. Все как обычно, просто стали на год старше и поняли, что выигрывать приятнее, чем проигрывать…