Исполнительный директор Федерации хоккея с мячом России о завершившемся в Сандвикене Кубка мира, выступлении клубов Суперлиги и будущем турнира — в интервью пресс-службе ФХМР.
БОЯЗНЬ ПРЫГНУТЬ ВЫШЕ ГОЛОВЫ
— Чем вам запомнится, возможно, заключительный розыгрыш Кубка мира в Сандвикене?
— Отличной организацией и шикарной погодой (улыбается). С игровой точки зрения до плей-офф все шло ожидаемо: фавориты побеждали, в том числе и российские. Пока не преподнес сенсацию «Старт», обыгравший в ¼ финала «Енисей». Многие говорят, что нижегородцы прыгнули выше головы, но у меня ощущение, что другие просто боятся это сделать! А надо, наоборот, искать встречи с сильным соперником и играть с ним, если ты хочешь прогрессировать и расти. К тому же все, кто едет на Кубок мира, понимает, насколько это сложный турнир.
— Что случилось с «Енисеем»? 0:4 в плей-офф — это даже не 2:3…
— Думаю, счет второстепенен. Само по себе поражение отражает ситуацию в клубе. Чем отличаются российские клубы от шведских? Наши команды используют практически одну и ту же тактику: массированная атака, оставления, второй темп, разворот… Я не видел ни у одной российской команды наигранных передач верхом! Все играют по одной схеме — «внизу», о вариативности никто и не слышал! Все пользуются одними и теми же «штампами» и игроками.
Кубок мира в хоккее с мячом — это турнир, после которого ты четко видишь свой уровень. После этого сам собой напрашивается вопрос: почему скандинавы, не имея такого количества тренировочного объема, куда ответственнее относятся к выполнению своей работы и своих функций? Взять, к примеру, «Сандвикен» или «Виллу»: катание, техника исполнения передач и ударов безукоризненны плюс тактическое разнообразие. Этому мы должны учиться и, проанализировав увиденное, осознать, куда двигаться.
— Вы нашли ответ на заданный вопрос?
— Достаточно открыть толковый словарь Даля и найти определение слова «Профессионал». Это не тот, кто получает за свою работу большие деньги, а человек, кто досконально знает свое дело. А значит, и требует, прежде всего, с себя. После моих слов наверняка появятся обиды, но если после этой критики кто-то станет пахать — станет лучше для всего хоккея с мячом. Никого не хочу обвинять, но если ты хочешь выигрывать — надо отдаваться игре полностью и тренеру, и хоккеисту.
— Может быть, поражение «Енисея» — банальный недонастрой?
— Разбор и анализ матчей — это прерогатива тренера. Чтобы быть уверенным в своем ответе, надо знать внутреннюю клубную «кухню». Что касается моего мнения, то я увидел, что Ломанов и Миргазов регулярно пытались вывезти мяч, а «Старт» успевал выстраиваться у радиуса, надеясь на контратаку. Своего Нижний Новгород так и добился! Но если ты диктуешь условия и играешь первым номером, то должен понимать за счет чего ты можешь выиграть. В том матче у «Енисея» не хватило ни скорости, ни свежести. Чувствовалось, что игроки устали психологически. Хотя Красноярск отдыхал накануне вдвое больше, чем «Старт».
Вспомните, когда в «Енисее» отыграл сезон Кристоффер Эдлунд: Викулин или Ломанов на возврате делали «флип» и швед ловил эти передачи, забивая голы. А когда соперник пятился к воротам, «Енисей» мог вывезти низом. И вариативность атаки была в разы выше!
«СКА-НЕФТЯНИК» САМ ЗАГНАЛ СЕБЯ В УГОЛ
— «СКА-Нефтянику», которому 9 из 10 болельщиков отдавали Кубок мира до турнира, тоже не хватило вариативности?
— Если бы в полуфинале с «Сандвикеном» хабаровчане не дали поднять шведам головы с первых минут, а не отдали пространство, то результат мог бы быть другим. Исходя из тренерской практики, скажу: если команда по составу на голову выше остальных, то важно с первых минут добиться результата, а уже затем решать свои тактические задачи. Если же ты ждёшь шагов от соперника, желая поймать его на контратаке, то можешь «сгореть» на этом сам.
Правильно сказал Максим Ишкельдин, что 0:3 — для полуфинала это слишком. Хотя «СКА-Нефтяник» имел очень хорошие шансы и при таком раскладе! Не нужно было самим загонять себя в этот угол. Это — большой урок на будущее.
— Болельщики считают, что совсем не удался Кубок мира «Байкал-Энергии».
— Много лет у этого клуба была «своя» игра за счет комбинирования посредством мелкого паса и оставлений, а на острие солировал Насонов. Сейчас иркутяне с приходом нового тренера находятся в процессе становления новой команды. Болельщикам нужно относиться к этому более терпеливо. «Байкал-Энергии» и Андрею Рушкину необходимо время. Тренер должен донести из игроков свои требования и свое видение хоккея, и, если ему это удастся, то все в Иркутске получится.
В Сандвикене я этого пока не увидел. Особенно в части атаки: «Байкал-Энергия» пыталась играть за счёт средней линии — Тремаскина, Дубовика, Шевцова, Шадрина. Но номинальные нападающие Волгужев и Бихузин не могли «продавить», обыграть. Объективно говоря, они — инсайды. Поэтому нет остроты. Если оборону можно выстроить за счёт коллективного отбора, то отсутствие острых форвардов — настоящая проблема. И не только Иркутска, но и того же «Старта».
— Но кадровых проблем в российской Суперлиге нет, пожалуй, только в Хабаровске. А Кубок мира «СКА-Нефтяник» так и не завоевал, четвертый год подряд не пройдя полуфинал…
— Посмотрите на «Виллу»: они точечно в межсезонье пригласили двух лидеров «Ветланды» Лёфстедта и Андерссона, и чемпионский «пазл» сложился. Есть и обратный пример: «Сандвикен», в котором рядом со стержневыми игроками Берлином, Моссбергом, Эдлундом и Сэфстрёмом выступает большая группа хоккеистов, чьи фамилии назовёт далеко не каждый болельщик. Это и есть мастерство тренера — сделать команду. Во-первых, нужно понимать, что ты хочешь. Во-вторых — донести это до игроков. И в-третьих, найти разумное сочетание и баланс. Всегда будут те, кто солирует, и те, кто «таскает рояль».
В-четвертых, обязательно нужно отметить отношение того же «Сандвикена» к хоккею: в этом году еще 5 воспитанников местной банди-гимназии влились в основную команду. А тот же «СКА-Нефтяник» не взял в Сандвикен из «молодежки» никого! Где им расти? Получается, что мы живем сегодняшним днем, а шведские «полупрофессионалы» думают о будущем.
ЛИДЧЁПИНГ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ КУБОК МИРА
— Уровень российского клубного хоккея на сегодня оказался ниже шведского?
— На сегодня они, объективно, показали лучший результат. Но я не сказал бы, что уровень нашей Суперлиги ниже шведской Элитсерии. В чем мы уступаем — так это в уровне профессионализма и отношения к делу. Они гораздо выше, чем у российских игроков и тренеров.
— Какое будущее ждёт Кубок мира?
— Очевидно, что турнир в Сандвикене себя изжил. Там прекрасный уровень организации, все четко и дисциплинированно, но за 10 лет арена так и не заполнилась. Даже на двух последних финалах, в которых играл местный клуб, собиралось по 2 тысячи болельщиков. Я знаю, что «Вилла» не против видеть турнир у себя в Лидчёпинге, где на сегодня самая высокая посещаемость матчей. Уверен, что там такие матчи собрали бы в три раза больше.
— Какое предложение было озвучено на заседании Технического Комитета FIB?
— Есть вариант провести предварительный и финальный этапы Кубка мира. К примеру, в Швеции в октябре организовать групповой этап, в котором определятся 4 сильнейших клуба. А финал — в центральной части России. Да, формат существенно изменится, но так лучшие команды мира увидят в двух странах.
С учетом сроков проведения Чемпионата мира в 2020 году в Иркутске (прим.ред. — с 29 марта по 5 апреля) у нас появляется «окно» в январе, которое можно использовать. Окончательное решение будет принято в Венерсборге — до января 2019 года должен быть проработан этот вариант, и предложен на суд общественности.
Фото Евгения Конова.