Главный тренер сборной России Михаил Юрьев по завершении матча с финнами подвёл итог выступления команды на «Турнире четырёх наций» в Реттвике. Об игре со шведами, новичках, идеи проведения турниров в «глубинке» — в интервью пресс-службе Федерации хоккея с мячом России.
СЧИТАТЬ УМЕЮТ ВСЕ
— Михаил Юрьевич, перед матчем с финнами держали в уме турнирные расклады?
— Конечно. Их держали все — и финны, и шведы, и судьи, и мы.
— Акцентировали внимание команды на то, что для победы в турнире нужно выигрывать, как минимум, в 5 мячей?
— Нет. Мы сказали, что мы все взрослые люди и умеем считать до десяти. Да, в Реттвике мы получили необходимую информацию по игрокам, но мне жалко нервы и здоровье ребят. Считаю, мы были достойны выиграть этот турнир. Мне очень обидно за игроков и за то, что происходило на льду в определённых моментах. Неприятно совершать такое путешествие в Швецию и получать к себе такое отношение.
— Нынешний «Турнир четырёх наций» оставил смешанные чувства?
— Безусловно. Турнир состоится из трёх матчей, и в каждом мы имели все шансы на победу. Претензий к игрокам у меня нет, но есть замечания: не все делали то, что мы с Андреем Юрьевичем Пашкиным хотели бы. Это можно объяснить усталостью и невнимательностью, а, может быть, уровнем игрока и его мастерства. Будем смотреть дальше и оценивать игру ребят в чемпионате. Учитывая, что она сильно разнится с тем, что происходит здесь, в Скандинавии.
— Степенью ответственности игроков в сборной вы довольны?
— В большей степени. Но, как я уже сказал, случались совсем не нужные удаления: к примеру, как во втором тайме матча с финнами, когда игра была целиком под нашим контролем. В принципе, она до последней минуты была в наших руках, но вмешались как объективные, так и субъективные факторы.
— Во втором тайме третьего матча у сборной России было два прекрасных момента решить судьбу турнира в свою пользу — при счете 6:1 и 8:3. Заигрались в атаке?
— На последних минутах матча мы действовали уже в два защитника, выпустив дополнительного нападающего. К тому моменту тайм-аут нами уже был использован, и мы пытались докричаться со скамейки, кому нужно остаться. Кто-то услышал, кто-то нет.
ХАРАКТЕР У КОМАНДЫ ЕСТЬ
— Три матча на турнире плюс две тренировки. Что можно реально успеть сделать за 5−6 дней?
— Конечно, для тренировочного процесса это очень мало. И подвести всех ребят к единому игровому знаменателю за два дня — очень и очень сложно. Времени нужно, разумеется, больше. Но ребята старались, и упрекнуть их не в чем.
— Как оцените новичков, вызванных в Реттвик?
— По-разному. «Чистым» новичком, по большому счету, в сборной был только Коля Коньков. Тот же Сергей Морозов уже играл на чемпионате мира, а Дима Макаров вызывался на товарищеские матчи. Очень хотелось бы, чтобы этот турнир послужил для роста молодых ребят. В Реттвике они отыграли практически весь турнир и сделали это достаточно неплохо для первого раза.
— Почему вместо травмированного Романа Черных в Реттвик вызвали именно Морозова?
— Сергей очень достойно отыграл прошлый сезон. Конечно, можно пригласить молодого вратаря, который ярко провёл один матч, но во-первых, по нему нельзя судить об уровне игрока, а во-вторых, необходима психологическая устойчивость и уверенность вратаря на длинной дистанции. У нас, к сожалению, не у всех 30-летних она есть.
— Своему сопернику по финалу ЧМ-2018 — шведам — мы уступили 5:8. Что не получилось, в первую очередь?
— Мы не очень хорошо сыграли первые 15 минут первого тайма, 10 минут в начале второго и 5 минут в концовке, где всё решилось. При этом надо отдать должное ребятам, которые отыгрались сперва с 0:2, а затем с 2:5. Это говорит о том, что характер у команды есть.
— Всё решили два удаления подряд?
— Если не всё, то многое. Во-первых, были удалены игроки, которых было трудно подменить — бортовой полузащитник и защитник. Защитников на матч со шведами мы заявили только трёх, и во время удаления Ивкина его вынужденно заменял Макаров. Во-вторых, когда удалили Чернова, Бефус «сорвал» коньки, и фактически на эти позиции вышли ребята, которые с ними знакомы, но к тому времени уже «наелись». Того же Чернова мы планировали заменить за 15 секунд до случившегося удаления, но не успели и «попали» под атаку шведов.
— На прошлогоднем «Турнире четырёх наций» сборная России начала со шведами так мощно, что соперник, по сути, не смог прийти в себя. На сей раз попробовали сыграть иначе?
— Нет, мы планировали сыграть примерно также, как в Сёдерхамне, но не получилось. И соперник сыграл несколько иначе. Те мячи, что мы пропустили, скажем так, это не стопроцентные голы. Вопросов, которые перед нами стоят много. Нужно стараться их решать.
РЕШЕНИЕ ЛОМАНОВА ДЛЯ МЕНЯ НОВОСТЬ
— То, что у шведов не сыграли вызванные ранее Хеллмюрс, Пиццони-Эльфвинг и Эсплунд, сказалось?
— Тот рисунок игры у сборной Швеции, который был, остаётся. Не знаю, какие цели и задачи ставит перед собой соперник, и что было бы, приедь в Реттвик тот же Эсплунд, который несколько лет не играл в сборной. На позицию Хеллмюрса был вызван молодой Феликс Персон, после того, как Ханс Андерссон прекратил выступления за национальную сборную. Мы следим за теми игроками, что появляются у шведов и то, как от этого меняется игра. Но того же Патрика Шострёма мы давно знаем по выступлениям за «Вестерос», а теперь за «Енисей»: это уже опытный хоккеист, у которого налажено взаимопонимание с остальными игроками по сборам. Так что, каких-то сюрпризов нет.
— В составе сборной России турнир тоже пропустили ряд опытных хоккеистов — Ломанов, Шабуров, Булатов, Бондаренко, Шардаков…
— Очевидно, что нужно смотреть вперёд. Здорово, что ребята на протяжении многих лет выступали за сборную и выступают на высоком уровне. Но в сезоне для сборных команд очень мало соревнований, и где, если не в «Турнире четырех наций» просматривать игроков, которые условно «вчера» играли за «молодёжку», и оценивать, насколько они готовы выступать за национальную команду и сделать шаг вперёд? Это нужно делать в матчах с такими командами, как Швеция и Финляндия. Хочу отметить, что не все молодые ребята, которых мы хотели вызвать, по разным причинам приехали в Реттвик.
— Сергей Ломанов в эфире «Вести-Красноярск» сделал заявление, что «пришло время заканчивать выступления за сборную». У вас состоялся с ним разговор?
— Честно говоря, я хотел переговорить с Сергеем в Сыктывкаре, но так получилось, что перед их полуфиналом с «Динамо» я не стал отвлекать его, а после игры, к сожалению, не удалось. Может быть, где-то это и моя вина, в первую очередь, но я готовился к беседе. Какие-то разговоры были уже и после чемпионата мира: как вы помните, на пресс-конференции по завершении финала журналисты задали вопрос, и шведы объявили сразу, а, когда меня уже не было в раздевалке, Сергей дал интервью прессе. Но для меня это, скажем так, новость.
— До чемпионата мира в Венерсборге — чуть больше 6 недель. Он будет сложнее, чем хабаровский?
— Не бывает лёгких чемпионатов мира. И в Швеции просто не будет, учитывая, что никто не хочет, чтобы мы там выиграли. Мы ставим цели и задачи и перед игроками, и перед собой, и стараемся их выполнять. На собрании перед «Турниром четырёх наций» тренерский штаб озвучил команде, что мы — действующие чемпионы мира, поэтому настраиваться на нас будут соответственно. И мы должны стремиться выиграть и этот турнир, и отстоять своё звание в Венерсборге.
В РОССИИ ИНТЕРЕС БЫЛ БЫ ВЫШЕ
— Как вам идея с проведением турнира в таком маленьком городке, как Реттвик, даже не имеющем представительства в Элитсерии?
— Начнём с того, что в Швеции вообще больших городов не очень много (улыбается). Во-вторых, я бы не стал «привязывать» турнир к командам Элитсерии. Я отношусь к этому спокойно — главное, чтобы публика приходила на матчи, а командам были созданы все условия для проведения игр.
— Представляете ажиотаж болельщиков для сравнения в российской «глубинке»?
— В России, я уверен, интерес к национальной сборной был бы намного выше. Особенно в городах, где проводятся международные турниры подобного уровня с участием команд экстра-класса.
— Наличие крытой арены — обязательное условие?
— Что в прошлом году в Сёдерхамне, что ныне в Реттвике на улице шёл сильный снег, и в такой ситуации возможность сыграть в помещении даёт на выходе более качественный игровой продукт. Играя в снегопад в декабре, вы бы увидели совершенно другие матчи.
Фото Romus Ramstrom (Svenska Bandyförbundet)