В воскресенье, 13 января, в Москве состоялось поистине историческое событие: впервые матч мужского Чемпионата России среди команд Суперлиги обслуживала девушка.
Поклонники русского хоккея, сами хоккеисты, тренеры и даже коллеги-арбитры уже по-хорошему привыкли, что в полосатой форме на льду раз за разом появляются представительницы прекрасного пола. Вот уже на протяжении нескольких лет девушки работают на матчах Всероссийских детско-юношеских соревнований и даже мужской Высшей лиги, а также крупнейших международных соревнованиях. Но на элитном уровне такое произошло впервые в истории мирового хоккея с мячом — подобного не случалось ни в Швеции, ни в Финляндии, ни в России!
— Что чувствует человек, вошедший в историю?
— Пока, наверное, даже не осознала этого (улыбается). Очень волновалась перед дебютом — всё-таки такой высочайший уровень! Но я сама поставила перед собой задачи, на что обращать внимание, и дальше всё пошло, как нужно.
— Коленки не тряслись перед выходом на лёд?
— Чуть-чуть! А вот спала я, кстати, хорошо. Со сном у меня, к счастью, всегда всё в порядке. Дня за четыре многие спрашивали, не волнуюсь ли я. Нагнетали! Но я держалась спокойно. Когда вышла на лёд, первые 10 минут было волнительно, а потом мандраж ушёл. Раньше, когда я сама играла, волнение проходило с первым ударом, а здесь — с первым свистком.
— Когда ты узнала о назначении на матч мужской Суперлиги?
— Где-то недели за 3 до матча. Конечно, я не ожидала! Думала, как-нибудь, в будущем… Раньше мне доверяли Высшую лигу — и за это огромное спасибо. Там я получила огромный опыт, который помогает мне в каждом матче. Отдельное спасибо Роману Васильевичу Попикову и Павлу Владимировичу Алексееву: они очень помогают, всегда подсказывают, отвечают на мои вопросы.
— А как относятся коллеги-мужчины по судейскому корпусу?
— Поддерживают и помогают. Я была с ними на сборах в Ульяновске, поэтому проблем нет. Перед матчем «Динамо» — «Мурман» у нас было собрание, на котором и Сергей Горбачёв, и Юра Габов дали мне необходимые подсказки. Для помощника, к примеру, очень важно «держать» линию «вне игры».
— Разница между Суперлигой и Высшей лигой — пропасть?
— Колоссальная! Во-первых, это совершенно другие скорости и динамика! Арбитру нужно быстрее реагировать на всё происходящее на льду. Плюс — воспитание игроков. В «вышке» играют более молодые ребята и куда более эмоциональные. Впрочем, здесь тоже эмоции порой бьют через край.
— Как отреагировали на твою работу команды?
— Мне кажется, они были удивлены, хотя, конечно, их предупреждали! В некоторых моментах хоккеисты даже подбадривали, выражая согласие с решениями. Как шутят коллеги, после Суперлиги и Высшей лиги матчи среди женских команд смогу судить с закрытыми глазами (улыбается).
— Ты упомянула про «воспитание» хоккеистов арбитром. В чём его хитрости?
— Где-то нужно своевременно остудить эмоции игроков, где-то дать понять, что судья в игре и видит всё, что происходит. Словом, показать, что всё контролируется.
— Хоккеисты, забивая первый гол, забирают с собой мяч. Что должен забрать арбитр после первого матча на таком уровне?
— Даже не знаю! Но мне тоже подарили на память мяч (улыбается). На нём расписалась вся наша бригада — от арбитров до инспектора. Раньше я никогда не забирала мячи, даже после знаковых голов или матчей. Но этот буду хранить!
Фото пресс-службы ФХМР.