Руководитель российской делегации на XXIX Всемирной зимней Универсиаде в Красноярске, член Исполкома Федерации хоккея с мячом России и президент Федерации хоккея с мячом Иркутской области Владимир Матиенко об Универсиаде-2019, строительстве крытых стадионов в Сибири и необходимых шагах для развития женского хоккея с мячом.
Сегодня, 4 марта, главе иркутского хоккея с мячом исполняется 66 лет. Свой День рождения Владимир Александрович встречает (и ему не привыкать) на работе — на Универсиаде в Красноярске. Подарок главе делегации наши девушки приготовили отменный: добытая накануне победа над сборной Швеции (4:2).
Разумеется, тема разговора напрашивалась сама собой: Всемирные студенческие Игры в Красноярске, развитие женского хоккея с мячом и строительство крытой арены в Иркутске, где через год должен состояться Чемпионат мира среди мужских команд. С этого и начали.
БУДЕТ ФИНАНСИРОВАНИЕ — СДАДИМ В СРОК
— Владимир Александрович, как продвигается стройка в Иркутске? В СМИ много противоречивой информации…
— Во-первых, я хочу выразить слова искренней благодарности президенту Международной федерации бенди (FIB) и Федерации хоккея с мячом России Борису Ивановичу Скрыннику, который через три дня после избрания нового губернатора Иркутской области прилетел в наш город и на встрече с Сергеем Георгиевичем Левченко поднял вопрос о том, что в Иркутске давно назрела необходимость строительства крытой арены. Для меня самого это — хрустальная мечта всей моей жизни! Все понимали, что для ее реализации нужны очень большие средства — порядка 6.5 миллиардов рублей. Как вы знаете, на встрече Сергея Георгиевича с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, состоявшейся год назад, эта идея получила поддержку, что крайне важно! Без этого было бы невозможно что-то сделать!
И мы начали строить, несмотря на то, что финансирование еще не было открыто. Тем не менее, нужно отдать должное компании «СДС-Строй», которая уже построила великолепный дворец в Красноярске, где сейчас проходит хоккейный турнир Универсиады-2019. Они запустили подготовительные работы, и на сегодняшний день, получив разрешение на строительство, проделан достаточно серьезный этап. Деревянные 110-метровые арки, которые станут «скелетом» будущей арены, уже пришли в Иркутск. У нас в России их делают лишь в одном городе — Нижнем Новгороде, но «СДС-Строй» — опытная компания и заказала их заранее.
— Многие скептики сомневаются, что стадион успеют возвести в обозначенный срок, и это, в свою очередь, поставит под угрозу мужской ЧМ-2020.
— Да, для России это нетипично — построить за 1,5 года столь масштабное сооружение. Но я очень рад, что у нас многое получается, и мы продвигаемся вперед. На сегодня главный вопрос, который требует решения — это финансирование со стороны федерального центра. Надеюсь, этот вопрос должен решиться в течение двух недель. Изначальная договоренность была в том, что 75 процентов расходов берет на себя государство, а 25 — Иркутская область. Успеем или нет? Да, это непростой вопрос. Но 2 марта прошло совещание у Сергея Георгиевича Левченко, на котором президент холдинга «СДС» Михаил Федяев подтвердил, что при своевременном выделении средств, ледовый дворец в Иркутске будет сдан под ключ к концу февраля 2020 года.
С одной стороны, в Иркутске арена возводится по знакомому проекту красноярского стадиона, но с другой — есть свои отличия. К примеру, на 32 метра увеличивается длина сооружения за счет конькобежных дорожек и сегментов за воротами. Плюс, в том месте, где строится арена в Академгородке, земля идет под скос: в отличие от «Енисея» у нас будет полноценный нижний этаж под ледовым полем. Там будет размещен вход для зрителей, гардеробные и многое другое. Мы связались с Союзом конькобежцев России и получили все необходимые технические условия для проектирования ледовых дорожек, раздевалок, выхода на лёд. Таки образом, мы получим стадион, способный принять соревнования самого высокого уровня не только по хоккею с мячом, но по конькам.
ХОТИМ УВЕЛИЧИТЬ ТРИБУНЫ ДО 9 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ
— Вместимость иркутской арены будет выше красноярской?
— Да. Я очень рад, что на состоявшемся совещании было положительно воспринято мое предложение об увеличении зрительской аудитории до 9 тысяч. К примеру, во время проведения масштабных соревнований уровня чемпионата мира, мы можем разместить легкие сборно-разборные трибуны за воротами. Место для этого у нас есть. Картинка, уверен, будет шикарная: куда бы не уехала камера, везде будут болельщики. Как на футбольных полях Европы! Сейчас специалисты «СДС» должны рассчитать нагрузку трибун на лёд и дать ответ, на какой «прирост» зрительских мест мы сможем рассчитывать.
Также, надеюсь, в иркутской арене будет два табло за воротами, а не одно, как в Красноярске. И висеть они будут на тросах, чтобы повторы моментов были доступны каждому зрителю с любой точки стадиона. Хочу отдельно отметить шикарную «картинку» на «Енисее»: вот как надо показывать наш вид спорта, чтобы он выигрывал по сравнению с другими!
— Успеет ли при таком жестком дедлайне Иркутск в теории принять какое-то тестовое мероприятие?
— Сложно ли нам будет провести мужской чемпионат мира в новом дворце, как говорится, «с листа»? Да, очень. Но я уверен, что мы справимся. Существует договоренность с Губернатором Иркутской области, что директором арены в Иркутске стану я. Нужно проводить чемпионат мира, а это серьезное дело я не могу никому доверить (смеется). С 1 июня мы набираем первые 10 человек в штат новой арены, с 1 сентября — еще двадцать. А с 1 января 2020 года мы наберем полный штат людей, чтобы до конца строительства каждый знал, какая гайка на новой арене и куда бежать (улыбается).
Как вы знаете, с 1 по 8 марта команды группы «Б» сыграют на «Рекорде», и, если все срастется, очень бы хотелось финал этого турнира провести в новом ледовом дворце. Также в качестве теста мы можем принять серию плей-офф Чемпионата России с участием нашей «Байкал-Энергии».
— Будете использовать опыт людей, прошедших «школу» чемпионата мира шестилетней давности?
— Обязательно! У нас уже создана и работает Дирекция ЧМ-2020. На днях утвердили эмблему чемпионата. Уже действует сайт чемпионата мира, адрес которого хорошо знаком всем любителям хоккея с мячом. Это наша «базовая» страница в Интернете, которая существует с 2012 года — первого женского чемпионата мира в России. Можно было бы давно его «заморозить», но мы каждый год продлеваем его хостинг. И, считаю, не зря.
Но нужно понимать, что это будет совершенно другой чемпионат мира! А все потому, что он, даст бог, пройдет на новом стадионе. В связи с этим мы ждем полные трибуны не только на полуфиналах и финале, но и на играх предварительного этапа. Все-таки в Сибири холодно, а, как показывает практика, в крытые дворцы идут семьями, с детьми. Не сомневаюсь, что наш стадион будет заполняться на всех матчах.
МЫ ДОЛЖНЫ ПОКЛОНИТЬСЯ КРАСНОЯРСКУ
— Свой День рождения Вы встречаете на работе — на XXIX Всемирной зимней универсиаде в Красноярске. Как Вам атмосфера соревнований?
— Условия очень хорошие. Да, спартанские (улыбается). Но все живут вместе, завтракают и ужинают тоже вместе, общаются. Очень удобно, что прийти и покушать спортсмены могут в любое время, в независимости от расписания тренировок и игр. Здорово помогают волонтеры. Все довольно демократично, никто не заставляет маршировать строем. А это важно: ведь студенты — молодежь, которая не приемлет какие-то рамки. Надо понимать, что Универсиада — другой размах и сложнейшее мероприятие, с организацией которого Красноярск справляется очень хорошо. Пожалуй, на сегодня город вышел на третье место в России по числу шикарных спортивных объектов — после Москвы и Казани.
Особо отмечу дух русского хоккея в стенах великолепного дворца, построенного здесь. Я думаю, что Красноярск и команда Сергея Ломанова давно заслужила такой стадион! Я посмотрел на арене буквально все: и раздевалке, и подтрибунные помещения, и пресс-центр, и VIP-ложи. И душа от радости буквально «поет»: я очень рад за Красноярск, который уже имеет такой дворец, а мы получим что-то подобное уже через год! Надо отбросить все клубные пристрастия, ведь это — праздник всего нашего вида спорта. Хабаровск, Красноярск, Иркутск — мы создаем шикарную базу для развития хоккея с мячом и для наших детей. Мы все это заслужили.
— Что значит для Вас хоккей с мячом на Универсиаде?
— Это огромнейший шаг вперед! Мы все должны поклониться Красноярску за то, что они претворили в жизнь появление русского хоккея на Студенческой Олимпиаде. Поверьте, нас увидят и станут признавать и уважать как вид спорта. Еще раз подчеркну, что всему этому способствует улучшение инфраструктуры и строительство таких арен. Вы только представьте: у нас, в Иркутске, на стадионе «Труд» от поля до первого ряда трибун — 40 метров! Какой мяч там, в принципе, можно увидеть?!
УНИВЕРСИАДА — НАШ ШАНС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЖЕНСКИЙ ХОККЕЙ
— В Красноярске вы — в качестве руководителя делегации женской студенческой сборной России. Мы приехали за золотыми медалями для страны?
— Как всегда (улыбается). Но куда важнее обратить внимание на проблемы женского хоккея с мячом. Сегодня он, откровенно говоря, переживает даже худшие времена, чем было лет 10 назад. Раньше в чемпионате страны выступало 5−6 полноценных команд из разных городов — из Архангельска, Казани, Уфы. А последний чемпионат России в Иркутске больше похож на чемпионат Иркутской области. Да, мы можем себе позволить выставить 4 женских команды! Но, к большому сожалению, все мои «размахивания» и призывы мало что дают. В свое время было поддержано мое предложение о том, чтобы каждый клуб Суперлиги в обязательном порядке имел секцию для девочек, но хочется спросить: «А где это на деле?». Со всех сторон кричим об Олимпиаде, а сами не хотим развивать женский хоккей с мячом.
У нас, на последнем Кубке Губернатора Иркутской области выступало 8 команд девочек. Могли и больше! Огромное подспорье дало открытие областной хоккейной школы «Сибскана»: сейчас она функционирует уже в 14 городах региона. На выделяемые бюджетные деньги мы полностью одеваем хоккеистов: форма, клюшки, коньки — все бесплатно. Купили 2 автобуса для перевозки детей, а две недели назад приняли решение о приобретении еще двух. В городах мы просим от мэров только ледовое поле и теплую раздевалку. Все остальное мы даём! И это встречает положительные отклики по всей области. Мы создаем огромный задел, и, думаю, еще год-два — и мы сможем выставить две сборные России только за счет иркутянок.
— У вас есть понимание того, как все-таки изменить эту негативную тенденцию во всероссийском масштабе?
— Мы обсуждаем этот вопрос с Борисом Скрынником уже на протяжении последних лет пятнадцати. За это время в том или ином регионе брались за развитие женского хоккея, но все это носило временный и не системный характер. Выскажу крамольную мысль: много ли людей в России занималось кёрлингом? Стоило включить этот диковинный для нас вид спорта в программу Олимпийских Игр, как по всему миру стали строиться дворцы и появляться команды. Для меня очевидно: что бы мы ни делали и как бы ни рвали на себе рубаху, по-настоящему развитие хоккея с мячом будет возможно только тогда, когда руководство страны повернется полностью к нашему виду спорта. А это произойдет только тогда, когда в глазах у спортивных чиновников появится блеск золотых олимпийских медалей. Тогда будут и дворцы, и дети!
Конечно, в последнее время о хоккее с мячом говорят куда больше: Президент России Владимир Владимирович Путин не раз отмечал наш русский хоккей. Надеюсь, что наше появление на Всемирной зимней универсиаде — это огромный шаг вперед. В первую очередь, для женского хоккея с мячом.
Федерация хоккея с мячом России сердечно поздравляет Владимира Александровича и желает ему крепкого здоровья и семейного благополучия, претворения в жизнь самых амбициозных планов и идей, надежных соратников и жизнерадостности!