Президент Международной федерации бенди (FIB) и Федерации хоккея с мячом России (ФХМР) Борис Скрынник в эксклюзивном интервью «Российской Газете» рассказал об итогах сезона на российской и международной аренах, узнаваемости и социальности русского хоккея, успешном дебюте на Универсиаде-2019 и взаимодействии с регионами.
— Борис Иванович, из последних новостей — ваша встреча с врио Губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым по вопросу строительства крытой арены на берегах Невы. Насколько реальна реализация такого масштабного проекта?
— Начну с того, что по поручению Правительства Российской Федерации мы готовим предложения по строительству крытых катков в 5 регионах нашей страны. При поддержке Министерства спорта РФ много выезжаем в регионы, встречаемся, заинтересовываем. Проведены переговоры с руководством Кемеровской области и Республики Коми. Кроме этого, руководство ФХМР посетило Казань, Уфу и Архангельск. Сегодня существует немало регионов, желающих построить у себя катки высокого уровня. Такой, к примеру, который уже получил Красноярск и который сегодня строится в Иркутске.
Что касается Санкт-Петербурга, то даны поручения подготовить подходящий земельный участок для строительства многофункционального комплекса в Красносельском районе города, который будет рассчитан на занятия хоккеем с мячом, конькобежными видами спорта и другими дисциплинами. Ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию — 2023 год. Кроме этого, с Александром Дмитриевичем мы обсудили и воссоздание команды в Северной столице: не будем забывать, что именно в Санкт-Петербурге зародился наш исконно русский вид спорта. Нужно возрождать команды в тех регионах, где жил и развивался хоккей с мячом.
— Вы не раз подчеркивали, что именно регионы — движущая сила русского хоккея. Как их заинтересовывать?
— Регионы должны быть сами заинтересованы в этом! В ряде субъектов десятилетиями закладывались традиции русского хоккея, которые должны быть тем самым «рычагом» развития при поддержке энтузиастов. Очень важно, когда в регионе есть лидеры, воспитанные на этой истории, способные ее ценить и в дальнейшем поддерживать вид спорта. Хотя существует немало примеров, когда руководитель, возглавив тот или иной регион, осознает, что русский хоккей для его жителей — важен, историчен и социален. А ведь наш вид спорта ввиду малозатратности реально способен объединить большое количество занимающихся — как детей, так и взрослых.
— Насколько важна роль профессиональных клубов в развитии вида спорта в регионах?
— В первую очередь, в регионах я бы отметил важность работы региональных федераций: в идеале там должны работать настоящие фанаты вида спорта, способные на местах «заряжать», убеждать и действовать. Здорово, когда они реально взаимодействуют с клубами, помогая друг другу. Гораздо хуже, когда клубы работают на свой карман и занимаются исключительно самопиаром. Они должны работать на болельщика! И когда болельщик не видит фальши, он обязательно придет на стадион.
ЛЮБОЙ КЛУБ — СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ РЕГИОНА
— Осенью вы назвали нынешний сезон — «сезоном сохранения». Предсказание сбылось?
— Я уверен, что мы подошли к моменту, когда нужно постараться максимально самосохраниться. В первую очередь, в силу существующего экономического спада, от которого никуда не уйти. И здесь на первый план выходит умение выживать в кризисной ситуации. Со стороны ФХМР мы максимально стараемся помочь командам: оптимизируем какие-то турниры, матчи, затраты. Во-вторых, если говорить откровенно, за последнее время уровень профессионализма в клубах значительно упал, и им нужно серьезно проанализировать свою работу. Тот, кто дальновиднее, сумел сохранить свой уровень и даже стать сильнее, но есть и команды, имеющие очень большое финансирование, и при этом скатившиеся вниз.
— Первый и самый очевидный шаг в условиях оптимизации — взор на собственные кадры. Все ли осознали этот тренд?
— Откровенно говоря, нет. До сих пор многие клубы зовут игрока с именем вместо того, что вырастить сильных игроков у себя. Да, свое громкое имя хоккеист мог заслужить немалым трудом, но сегодня у клубов должны быть совершенно другие приоритеты: не громкое имя, а перспектива! И это должно стать основой формирования любого клуба. Многие твердят, что это невозможно, а на самом деле попросту не хотят ждать.
Мы же в федерации уверены: с молодежью надо просто работать. Уметь работать! В такой ситуации руководители регионов должны требовать с директоров и главных тренеров клубов, чтобы реализовывались социальные проекты того или иного края или области, чтобы развивались детско-юношеские школы, а ребята приходили в секции. Клуб — это не автономная структура, живущая «себе на уме». Любой клуб в глобальном понимании — это целый социальный заказ региона. Поэтому сейчас ФХМР планирует пойти на более радикальные меры.
— О чем, в первую очередь, идет речь?
— О привлечении молодых ребят не на бумаге, а на деле. Как было еще в советское время: определенный процент хоккеистов, к примеру, до 20 лет, должен провести не менее 30 процентов матчей в сезоне. Плюс сейчас мы проводим опрос клубов о количестве иностранных игроков, принимающих участие в матче. В хоккее с мячом, к счастью, нет глобальной проблемы засилья легионеров, но нужно быть не псевдопатриотами, а реально осознавать задачи, стоящие перед нами. Мы в ФХМР прекрасно отдаем отчет в том, что без «базы» в виде детско-юношеского спорта ни у одной дисциплины нет будущего! Поэтому и проводим большое количество детских турниров: так, в нынешнем сезоне под эгидой федерации состоялось 46 соревнований, больше половины из которых — 24 — среди детей и юношей. Отрадно, что при этом из года в год расширяется география турниров и участников в Детской хоккейной лиге (ДХЛ) и Кубке Патриарха, который мы организуем совместно с Русской Православной Церковью.
Помимо проведения соревнований и развития детско-юношеского спорта, перед федерацией стоит множество других задач: развитие инфраструктуры и международных отношений, взаимодействие с регионами, работа с телевидением и СМИ. И везде, стараясь «жить по средствам», ведется большая работа. Вместе с тем, нужно отделять профессиональную составляющую вида спорта от массовой. Поэтому сейчас мы ведем перестройку внутри федерации.
— Изменений в какой области она коснется?
— На днях создана Дирекция по проведению Чемпионата России. Это решение назрело потому, что профессиональный хоккей — это отдельная составляющая. Перед всеми клубами стоят разные задачи, а первое место — одно. Идет серьезная борьба, и, к сожалению, порой она переходит допустимые границы. Федерация хоккея с мячом России же следовала и будет четко следовать принятому Регламенту, по которому должны работать и клубы.
— Каковы перспективы расширения Суперлиги до 16 команд в следующем сезоне, учитывая поручения, данные по итогам Госсовета по спорту, состоявшегося в Казани?
— Я встречался с руководством Республики Хакасия по вопросу возвращения абаканских «Саян» в элиту отечественного хоккея. Предварительное согласие на это получено, и сейчас после победы команды в Высшей лиге, работа должна активизироваться. Но все должны понимать: ФХМР — это не «палочка-выручалочка», а та структура, которая работает в рамках «Закона о спорте». И только тот, кто не хочет ничего видеть, не замечает значительные перемены и внимание к нашему виду спорта.
— Многие сегодня обеспокоены судьбой подмосковного «Зоркого», вопрос о существовании которого вновь повис в воздухе.
— Не буду скрывать — в Красногорске сегодня действительно сложная ситуация. Все наши попытки встретиться с региональным руководством не увенчались успехом. По окончании сезона будем взаимодействовать через региональное Министерство спорта, и добиваться сохранения «Зоркого» в Суперлиге. Но хочется увидеть, наконец, заинтересованность в этом и тех людей, кто раньше стоял у руля клуба. Нужно стучаться порой в закрытые двери и пытаться договариваться. Мы регулярно встречаемся с регионами и готовы к совместной работе, направленной на развитие хоккея с мячом.
СБОРНЫЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАБОТЫ ФЕДЕРАЦИИ
— Четыре мужские сборные России принесли в сезоне 2018/2019 годов четыре золотые медали на международной арене. Это успех или «к хорошему быстро привыкаешь»?
— Если оценивать исключительно результаты, то, конечно, это здорово! Титул чемпионов выиграли юношеская, юниорская и национальная сборная, плюс студенческая команда уверенно победила на первой в истории хоккея с мячом Зимней универсиаде. Но как профессионал, я вижу существенный люфт в части зрелищности и красоты игровой составляющей. При этом, за последнее десятилетие ФХМР очень многое делает для успешного выступления сборных команд России по хоккею с мячом: это касается и экипировки, и медицинского, и материального обеспечения. Результаты сборных — один из показателей работы спортивных федераций.
— Женские команды отметились двумя серебряными наградами. В том числе — на Зимней Универсиаде в Красноярске. Событие такого уровня способно дать реальный толчок развитию именно женского хоккея с мячом?
— Безусловно. Женскому хоккею нужно уделять куда более серьезное внимание, и мы это признаем. Хотелось бы напомнить, что возглавив Международную федерацию бенди (FIB), одним из первых моих шагов стало возрождение чемпионатов мира именно среди женских сборных. Но любая федерация не может одним росчерком пера возродить команды по всей стране — для этого нужна реальная заинтересованность все тех же регионов.
Возьмите Иркутскую область, где большую работу проводит Владимир Матиенко: в 7 городах региона уже есть команды девочек, а чемпионат Иркутской области сегодня может превзойти численность чемпионата всей России. Но не забывайте, что именно ФХМР инициировала открытие в Приангарье областной школы по русскому хоккею, выезжала в Иркутск и встречалась с Губернатором Сергеем Левченко. С ним же мы обсуждали острую необходимость в строительстве крытой арены — и сейчас она уже вовсю строится.
— Хоккей с мячом блестяще дебютировал в программе Зимних Универсиад: две медали в копилку России, полные трибуны, внимание СМИ. Что нужно сделать, чтобы участие вида спорта не стало разовой акцией?
— Такого не случится! Хоккей с мячом — полноценный член FISU, официально признанный зимний вид спорта. Была проведена титаническая работа по включению нашего вида спорта в программу Всемирных студенческих Игр, получена большая поддержка президента FISU Олега Матыцина, за что ему огромное «спасибо». Кроме того, необходимо было соблюсти строгий процедурный регламент.
Мы уже получили от FISU позитивные отзывы о дебюте хоккея с мячом на Универсиаде-2019, а о зрительском интересе сами за себя говорят объем телевизионных трансляций и заполняемость трибун во время матчей как мужского, так и женского хоккейных турниров. Следующую зимнюю Универсиаду в 2021 году принимает Швейцария, которая в этом сезоне дебютировала на мужском чемпионате мира в Венерсборге. Так что, уверен, все шансы выступить там у нас, учитывая значительное расширение географии мирового хоккея с мячом, есть. Количество стран растет с каждым годом, и сегодня FIB реально понимает, что назрела необходимость проведение отдельного Чемпионата Европы, а также появление группы С на чемпионатах мира.
Фото БНК.