Пятикратный чемпион мира Павел Рязанцев о переезде в шведский АИК, голах в ворота Андреаса Бергвалла и наставниках — в интервью газете «Кузбасс».
Нападающий Павел Рязанцев выступал за «Кузбасс» шесть лет (2006−2012), и все эти годы был лучшим бомбардиром команды, обновив в чемпионате России 2011−2012 годов клубный рекорд результативности за сезон — 62 гола. В составе кемеровчан воспитанник новосибирской спортивной школы выиграл и первый свой трофей: в 2007 году «Кузбасс» завоевал Кубок страны.
Нынешним летом пятикратный чемпион мира (2007, 2008, 2011, 2013, 2015 г.), чемпион России в составе московского «Динамо» (2013 г.) и хабаровского «СКА-Нефтяника» (2017, 2018, 2019 г.) подписал контракт со шведским клубом АИК (Стокгольм), который вернулся в элитсерию национального первенства. В этот же столичный клуб перешли ещё трое россиян: наш земляк Алексей Чижов, а также Дмитрий Логинов и Александр Ким. Кстати, все они в разное время защищали цвета кемеровской команды.
До отъезда в бенди-королевство 38-летний Рязанцев занимался с «Кузбассом» и на «земле», и на льду крытого катка.
— Павел, какой у вас алгоритм предсезонки до начала основного её этапа?
— Стараюсь заниматься каждый день, но одну тренировку в неделю пропускаю, есть у меня такая привилегия: семейные дела не терпят отлагательства.
Главное для меня в этот период: не гнаться за молодыми, не нагружать себя по максимуму, а сделать большой объем работы без повреждений, чтобы уже в Швеции выполнять всё, что запланировал тренерский штаб, с новыми партнёрами, с моими друзьями Сашей Кимом и Алексеем Чижовым.
— АИК возглавил Андреас Бергвалл. Что скажете о нём?
— Бергвалл — один из лучших голкиперов в истории хоккея с мячом. Бывало, я его огорчал, а бывало, он меня, когда выступал за сборную Швеции и казанское «Динамо». Нам есть что вспомнить. Правда, у меня минимальный запас иностранных слов, нет склонности к языкам. Думаю, поможет полиглот Чижов. А хоккейный язык универсален, на поле найдем взаимопонимание со шведами.
— Самый памятный гол в ворота Бергвалла?
— В финале чемпионата мира-2015 в Хабаровске, когда забил мяч при счете 3:3. Этот гол и стал победным.
— Тогда к 83-й минуте финала россияне уступали 1:3. Как удалось переломить ход матча?
— Откровенно говоря, когда пропустили третий мяч, промелькнула мысль, что уже не сможем сравнять счёт. Но и в этой сложной ситуации никто не опустил руки, не смирился с поражением. В течение минуты Тюкавин и Ломанов восстановили равновесие.
Шведы взяли тайм-аут. Не помню, что в это время говорил главный тренер Сергей Анатольевич Мяус, полностью сконцентрировался на игре, и через минуту после перерыва удалось поразить ворота Бергвалла. Окончательный счёт незадолго до финального свистка установил Ишкельдин — 5:3. Конечно, непередаваемые эмоции после столь напряженного, а главное — победного матча. Превзошли мы шведов в силе характера.
— Столь же интригующим выдался финал и на чемпионате мира-2019 в Швеции, где сборная России переиграла хозяев в дополнительное время. Известный тренер Тони Линдквист сказал, что наша команда сильнее шведов в физической подготовке, что, на его взгляд, и стало решающим фактором победы.
— Конечно, когда ноги не бегут, мастерство нивелируется. Все последние финалы мировых чемпионатов с участием нашей сборной и шведов, за исключением турнира в Ульяновске в 2016-м, заканчивались с минимальным преимуществом одной из команд. Судьба матчей решалась в самом конце игры, а то и в овертайме.
— В вашем послужном списке восемь чемпионатов мира. Первый — в Кемерове в 2007 году. Действительно, на ваш взгляд, лучший турнир в истории вида спорта?
— Конечно, помню грандиозный ажиотаж во время турнира, полные трибуны на стадионе. Свыше 30 тысяч болельщиков в финале! Где такое ещё могло быть?!
Да, сборную России на домашних турнирах всегда поддерживают, но чемпионат мира-2007 стоит особняком в этом ряду. Запомнился и следующий чемпионат мира в Москве, где также всё организовали на высшем уровне.
А в спортивном плане для меня очень полезно было общение с хоккеистами старшего поколения. Мастера с большой буквы, многому у них научился.
— У вас все хоккейные трофеи. Победы мотивируют больше, чем поражения?
— К победам привыкаешь, и хочется ещё больше выигрывать. А поражение поражению рознь. Когда выступал за «Кузбасс», старались на равных соперничать с тогдашним лидером русского хоккея московским «Динамо», но раз за разом, как говорится, получали по ушам. Динамовцы были сильнее, просто сильнее.
— И в чемпионате России 2009−2010 годов, когда «Кузбасс» выиграл 20 матчей подряд?
— В том сезоне мы, скажем так, приблизились к «Динамо». У нас сформировалась классная команда, ключевые игроки — в расцвете сил. Понимали, как играть и добиваться результата. В коллективе — отличный микроклимат. Во всех командах я чувствовал себя комфортно, но, пожалуй, именно в «Кузбассе» той поры был самый оптимальный микроклимат. И даже без дисквалифицированного Дениса Криушенкова мы «зарубились» с динамовцами в полуфинале плей-офф в 2010 году, навязав борьбу и дома, и в гостях.
— Под руководством Владимира Янко «Кузбасс» заработал серебряные медали чемпионата России-2009. В рекордной победной серии и его заслуга?
— Не только. Владимир Владимирович работал в «Кузбассе» полтора года, поставил игру с акцентом на прямые атаки, раскрепостил хоккеистов. Но Янко пришел не на пустое место, до него командой руководил Сергей Анатольевич Мяус, у которого несколько иной взгляд на хоккей. После Янко тренером был Михаил Викторович Быков, и у него своя игровая концепция. Сколько голов, столько и умов.
А из тренеров я больше всего благодарен первому наставнику — Александру Николаевичу Савченко. Если бы не он, не было бы и хоккеиста Рязанцева.
— В последнем чемпионате страны вы забили 62 мяча, повторив свой рекорд результативности за сезон, установленный семь лет назад. В чем сходство и различие этих бомбардирских достижений?
— Откровенно говоря, с каждым сезоном голы даются всё сложнее и сложнее. В «Кузбассе» был большой диапазон действий — от своих до чужих ворот, а в «СКА-Нефтянике» играл на переднем крае, в завершающей стадии атак.
— Из Швеции возвращаетесь через год?
— У меня контракт на один сезон, а дальше не стоит загадывать. Возможно, останусь там, возможно, вернусь, если буду востребован в нашей суперлиге.
— Семья поедет с вами?
— Нет, остается здесь. Жена Светлана работает в Кемерове врачом-косметологом, у нас двое маленьких сыновей — Александр и Егор. Наш дом в Лесной Поляне, раньше бывали там наездами в отпускное время, а теперь капитально обустраиваемся. Из Новосибирска переедут сюда мои родители, уже купили им недвижимость. Конечно, из Швеции вернусь в Кемерово, к родным, к семье. С годами пришло понимание: хорошо в семье — хорошо и на работе.
— Что пожелаете молодым хоккеистам?
— Зарубить на носу: на одном таланте далеко не уедешь. Забыть о юношеских достижениях и пахать, пахать, пахать! Надо каждый день доказывать, что достоин играть в команде мастеров и ставить перед собой максимальные задачи.