В воскресенье, 13 октября, в Сандвикене завершился розыгрыш неофициального клубного чемпионата мира по хоккею с мячом.
ИДЕАЛЬНЫЙ, НО ПУСТОЙ
…На подиуме серебристо-гладкого кубка рядом с World Cup выгравировано Ljusdal как напоминание о месте, где 45 лет назад впервые разыграли трофей, ставший в последующие почти полвека невероятно престижным, донельзя непредсказуемым и для кого-то — недосягаемым. Удивительно, но задумывался турнир, сегодня не знающий себе равных по накалу борьбы и игровому темпу (37 матчей в течение четырех суток), как… повод собраться вместе на уик-энд.
«Для Юсдаля Кубок мира всегда был по-настоящему домашним турниром по ауре и царящей атмосфере, — рассказывает 6-кратный чемпион мира Михаил Свешников, выступающий за местный одноименный клуб с 1994 года (с перерывами). — Ежегодно в последние выходные октября в город приезжали болельщики из разных городов и даже стран. Плюс Кубок мира был хорошим поводом приехать домой для тех, кто покинул город. Это был большой праздник со своими традициями и историей».
Но в 2008 году случился большой курьез: посреди турнира удивительно теплая погода не пожалела ледовое покрытие, а потом и сам Юсдаль: финал тогда доиграли под крышей в Эдсбюне, а следующей осенью Кубок мира переехал в Сандвикен. Как оказалось, на десять лет. А еще тогда казалось, что лучше и не придумать — идеальнейшие условия, город с хоккейной историей и своим топ-клубом… Но через пару лет по ауре Юсдаля стали откровенно скучать не только хоккейные романтики — Сандвикен оказался идеальным, но пустым: и по атмосфере, и по заполняемости трибун.
СЕМЕЙНАЯ ИДИЛЛИЯ КУБКА МИРА
Впрочем, обвинить столицу Кубка мира в бездушии язык не повернется. Вот на финале между хабаровским «СКА-Нефтяником» и шведским «Болльнесом» седовласая женщина в ярко-оранжевом джерси — бабушка нападающего Каспера Милеруда. От фанатов не отличить — есть бабушки в шведских селеньях! Напротив — целый десант в армейских майках с фамилией Петтерссон. Семейственность даже на льду: счет в первом полуфинале с «Виллой» за «Болльнес» открывает 19-летний Оскар Вест, а через шесть часов главный трофей над головой поднимет его отец — легендарный либеро сборной Андреас Вест. Семейная идиллия!
А ведь с кубком в руках многие уже видели капитана хабаровчан Василия Грановского: после того как действующий чемпион России наконец-то снял полуфинальное проклятие, впервые в своей истории выйдя в финал. В пятом полуфинале Кубка мира подряд «СКА-Нефтяника» ждало эмоциональное противостояние с московским «Динамо» — чем не скрытый финал? «Думаю, турнир выиграет победитель полуфинала с участием двух российских клубов», — сделал прогноз после вылета от бело-голубых в четвертьфинале новый наставник «Енисея» Михаил Пашкин. Ошибся: вслед за красноярцами, которым предстоит искать баланс между обороной и атакой, поочередно с чемпионского пути сошли два поезда — сперва столичный, следом дальневосточный.
КЛУБНЫЙ РЕВАНШ ОЛЬССОНА
Свой шанс на финал «Динамо» выпустило из рук на 7-й минуте: подошедший к 12-метровой отметке Тарасов пробил нервно, и Каменев, поймав мяч щитками, запустил полуфинальный метроном в обратную сторону. Своей удачи «СКА-Нефтяник» не упустил: после перерыва блеснули мастерством Викулин и Ишкельдин, а шансов в атаке армейцы бело-голубым попросту не дали. Кубок мира — единственный непокоренный турнир тренера Юрьева был близко, как никогда.
В финале экс-наставнику сборной России противостоял «экс» сборной Швеции: Свен Ольссон, проигравший Юрьеву два последних чемпионата мира. Поговаривают, месяц назад на Кубке губернатора в Хабаровске скандинав признался, что мечтает о встрече со «СКА-Нефтяником» в Кубке мира. И это после 1:12 на берегах Амура! Мечтам Ольссона суждено было сбыться в финале, а грезам российского чемпиона, увы, нет. Тотальное армейское невезение перетекло в финал: незасчитанный гол Бондаренко, пенальти, звездный час Миккельссона… И чудовищные ошибки на флангах обороны как следствие ухода летом трех основных бортовиков (2:5).
Кубок мира остался в руках «Болльнеса» в Швеции. Но имеет все шансы следующей осенью переехать в Россию — на состоявшемся исполкоме Международной федерации бенди (FIB) принципиальное решение уже принято.
Фото Ромуса Рамстрёма.