Главный тренер сборной России Павел Франц о победе над сборной Швеции (7:4), костяке команды и оправданном риске — в интервью пресс-службе Федерации хоккея с мячом России.
— По сравнению с декабрьским матчем в рамках «Турнира четырех наций», где у шведов играла довольно молодая команда, сегодня против нас вышли и Пер Хельмюш, и Даниэль Берлин, и Мартин Юханссон. Можно сказать, что против нас играл разум. Победителем сегодня мог стать тот, кто переиграет другого умом, — резюмировал главный тренер россиян. — Мы прекрасно понимали, что вся игра шведов будет строиться через Берлина — это «мозг» сборной Швеции. Разумеется, за ним, как и за Хельмюшем, нужно присматривать.
— Шведы накануне поздно вечером сыграли в Порвоо и до Лаппеэнранты добрались уже глубокой ночью. Этот аспект просчитывали?
— Это палка о двух концах. С одной стороны, у них за спиной игра, переезд и усталость, а с другой — у шведов отсутствовал тот мандраж, который первые 30 минут был у нас. Было видно, что мы чего-то остерегались — в действиях ребят прослеживалась тревога. Но потом мы нашли свою игру: раскрепостились, включили скорости и стали помогать друг другу.
— Решение доверить место в воротах против шведов молодому Юрию Иванчикову — это риск?
— Когда вратарь или полевой игрок приезжает в сборную, через такие матчи ему просто необходимо проходить. Если этого не случится, ты просто не узнаешь, что это такое. Я увидел, что Юра не мандражировал: он — уравновешенный парень, у которого с психологией проблем нет.
— Против Финляндии сыграет Роман Черных?
— Да, мы заранее проговаривали с вратарями эту ситацию: Иванчиков сыграет в первом матче, а Роман — во втором.
— С трибун показалось, что в декабре шведская сборная выглядела быстрее, чем сейчас. Или это обманчивое впечатление?
— Давайте учитывать тот факт, что в Швеции турнир проводился во дворце, а здесь — на открытом воздухе. Хорошо, что мы приехали сюда за неделю и адаптировались к новым условиям. В понедельник-вторник это была одна ситуация, а сегодня — уже другая. Мы привыкли к воздуху и ко льду. В декабре же все сборные были в идеальных условиях.
— Получается, шведы уже отвыкли от игры на улице?
— Думаю, для них это уже не слишком привычно (улыбается). В первые дни у нашей сборной тоже был знак вопроса: почему все так? Но это лес, это ветер, это открытый воздух. Нужно время, чтобы адаптироваться.
— В сборной России здесь, в Лаппеэнранте, по сравнению с Оби — минимальные изменения. Вы уже определились с костяком команды?
— Разумеется, и у меня, и у Михаила Свешникова, и у Ильяса Хандаева есть наброски. В принципе, на 90 процентов с составом мы определились. Сегодня нас очень порадовало, что некоторые ребята включили свои лидерские качества и проявили себя.
— Шведы второй раз за сезон уступают и России, и Финляндии. Они темнят или это их реальное состояние на сегодня?
— У шведов, как и у нас, происходит становление новой команды. Они просматривают целый ряд игроков: в декабре это была одна команда, сейчас — другая. Не удивлюсь, если в Иркутск приедет третья. Они тоже в поиске оптимальных сочетаний. Плюс, нечего скрывать, очень добавила сборная Финляндии. Все игроки финнов выступают в клубах Элитсерии, и, получается, ты играешь со шведами дважды (улыбается). Хоккей с мячом не стоит на месте, и это очень приятно.
— Какую позицию вам, как главному тренеру, хотелось бы видеть в сборной России более вариативной?
— Нападающего. При этом я хотел бы видеть в сборной коллективную игру: не так, чтобы кто-то на льду на кого-то надеялся, а чтобы в сборной России каждый был лидером. Я, как главный тренер, не хотел бы иметь только одного классного нападающего или одного защитника. Игроком классного уровня должен быть каждый.
— После объявления состава на «Турнир четырех наций» в информационном пространстве было много скепсиса. За счет чего сборной удается довольно уверенно идти по новому пути?
— Мы доверям ребятам. К примеру, если взять линию обороны, то тяжело сделать так, чтобы она заиграла сразу. Но у этих игроков есть молодость и огромное желание. Плюс они доверяют нам, тренерам, и слышат то, что мы им говорим. Это приятно: они делают то, что тренерский штаб задумывает и хочет видеть. На первом сборе мы присматривались и притирались друг другу, а сейчас в команду добавились еще игроки, которые подходят к нашему игровому рисунку. Нам есть куда расти и добавлять.
— Пожалуй, столь кардинально сменить всю защитную линию рискнет не каждый тренер…
— Наверное, я рисковый человек (улыбается). Всему — своё время. Я помню по себе: когда я заканчивал в сборной, мотивация уже иссякала. А когда приходит молодёжь — она голодная до игры и до побед. Они хотят доказать не только тренеру, но, в первую очередь, самим себе. А мы лишь даем им эту возможность.
— Павел Яковлевич, что вы ждете от игроков в сборной России?
— Роста. Не только как игрока и спортсмена, но и как личности. Для каждого из них вызов в сборную — это стимул и шанс. Ведь национальная сборная, как ни крути, это совершенно другой уровень.