28 апреля 1940 года — 80 лет назад родился восьмикратный чемпион мира по хоккею с мячом и легендарный спортсмен Валерий Маслов.
Заслуженный мастер спорта (1965). Заслуженный тренер России по хоккею с мячом (1994). Один из величайших игроков в истории русского хоккея. Единственный спортсмен, выводивший на поле сборные СССР по хоккею с мячом и футболу с капитанской повязкой на рукаве. Уникальная личность, которую спортивный мир величал «Хоккейным Пеле»…
Сегодня мы публикуем главу из недавно вышедшей в печать книги «Легенды русского хоккея», посвященную «Палычу».
Валерий Маслов: человек с двумя сердцами
Капитан
Злоключения преследовали Маслова и в хоккее с мячом. В сезоне 1976 года по инициативе нескольких игроков было решено, что в Алма-Ате динамовские команды разойдутся миром, а в Москве, если одноклубникам очки понадобятся, придется их также разделить. Однако зачинщики порешили от уговора отказаться. «Пришлось им объяснить, что уважающие себя люди так не поступают, — досадует в разговоре Валерий Павлович. — Мне это выяснение капитанской повязки стоило. Алмаатинцы, узнав о том, что ничья не гарантирована, так взвились, что едва ли не впервые у нас выиграли».
«Велик был Маслов и как капитан. Умел создать в команде необходимый психологический настрой, его слова перед игрой всегда ждали. Никто лучше него не мог разрядить обстановку перед решающими матчами», — это признание динамовского вратаря Александра Тенякова.
Той же зимой 1976 года в турне сборной по Скандинавии несколько игроков прихватили для продажи много водки. На таможне их, конечно, тормознули, возник скандал. Требовалась жертва. Маслов никакого отношения к той истории не имел, но выгораживать себя, перекладывая ответственность на реальных виновников, не стал. В результате его, как капитана команды, и старшего тренера Василия Дмитриевича Трофимова в Швецию на матч «Динамо» в Кубке европейских чемпионов с «Юсдалем» не пустили.
Чемпион и его перевоплощения
Выше уже говорилось, Валерий Маслов — восьмикратный чемпион мира. Особенно удался Валерию чемпионат 1973 года, который проходил в Москве. Перед своими зрителями в решающем матче со шведами он забил единственный гол, принесший сборной СССР очередной чемпионский титул. Маслов был признан лучшим нападающим того чемпионата мира.
Уникальность Маслова еще и в том, что переходил он с газона на ледовое поле с легкостью необыкновенной. Вот несколько примеров. Последний матч турне московского «Динамо» в 1964 году в Южной Америке состоялся 22 декабря, а уже через пять дней в Москве Валерий сумел дважды поразить ворота архангельского «Водника». Отыграв опять-таки 22 декабря в 1967-м матч в составе сборной СССР с уругвайским «Пеньяролем» в Монтевидео, он 30 декабря сравнял счет в хоккейном поединке с «Зорким» в Красногорске. И уж совсем удивительный случай: 6 декабря 1970 года Маслов был участником злополучной переигровки с ЦСКА в Ташкенте, а 9 декабря вышел на лед в игре с «Енисеем»!
Маслов легко переходил с футбольного поля на хоккейное. Самый удивительный случай произошел в 1970 году: 6 декабря Валерий играл против ЦСКА «золотой» матч в Ташкенте, а через три дня уже вышел на лед в игре против «Енисея»
«Для меня это было в порядке вещей, — замечал Валерий Павлович. — От переключений с футбола на хоккей только лучше себя чувствовал. Требовалось лишь провести несколько тренировок на льду, вспомнить, как играют партнеры».
Хоккейный Пеле
Настал черед сказать об игровых достоинствах Валерия Маслова. Предоставим слово его тренеру Василию Трофимову: «Во многом налаживанию комбинационной игры команды способствовал Валерий Маслов. Он не был чистым диспетчером, однако игра линии нападения шла, как правило, возле него и через него. Своей неиссякаемой энергией Маслов заражал партнеров, заставлял думать и творить на поле. Для молодых игроков это была настоящая закалка. И немудрено, что класс их игры рос от матча к матчу».
Высказывание Трофимова относится к 1970 году. Вячеслав Соловьев говорил о Маслове десятилетия спустя: «Счастлив тем, что судьба подарила мне возможность столько лет играть с Валерием Масловым в одной команде. Понимать друг друга мы научились буквально с полуслова. Маслова прежде всего выделял высокий игровой интеллект. Он уверенно чувствовал себя на любом участке поля, успевал всюду, где его присутствия требовала командная игра. Именно это, на мой взгляд, и определяет класс хоккеиста или футболиста. Мне кажется, что способности Валерия в футболе полностью не реализовались. Он вполне мог стать основным игроком сборной страны. Очень жаль, что попал Маслов в нее с некоторым запозданием, да и то ненадолго. Валерий и в футболе отлично умел заводить команду, включать партнеров в общую работу, начиная движение с мячом от своих ворот. В этом плане рискну сравнить его со знаменитым голландцем Кройфом. Важен, несомненно, и истинно спортивный характер Валерия. Игре он отдавался без остатка. На разминке перед ответственным матчем с финнами на чемпионате мира 1967 года кто-то из наших защитников случайно сломал Маслову нос. Его отвели в медпункт, где наложили специальную повязку, с которой он не только отыграл матч целиком, но был одним из лучших на поле».
Известный футболист Геннадий Гусаров заявлял без обиняков: «Для меня сомнений никогда не было: Маслов — это хоккейный Пеле. Каждую зиму я обязательно по несколько раз ходил на матчи „Динамо“, чтобы насладиться игрой Валерия».
Процитируем и одного из самых авторитетных специалистов в истории бенди шведа Вальтера Ягбранта: «Дайте мне Маслова, и мы сможем стать чемпионами мира». Сказано это было в Москве в 1973-м.
Исполнилась мечта Ягбранта только в 1981 году в Хабаровске. Но тогда в рядах нашей сборной Маслова уже не было.
Трофимов относился к ветеранам настороженно, придирчиво. Вячеслав Соловьев свидетельствовал: «Василий Дмитриевич, высоко ценивший мастерство Валерия, нередко, когда Маслов уже закончил футбольную карьеру, на первой после отпуска тренировке хоккеистов горестно вздыхал: „Кончился Маслов. Что он сможет сделать с таким лишним весом?“ Но наступала пора занятий на льду, и Валерий вновь оказывался лучшим в команде…».
Палыч-Выручалыч
Но всему приходит конец. Лебединую свою песню Валерий Маслов исполнил в декабре 1977 года. «Динамо» проводило ответный финальный матч Кубка европейских чемпионов со шведским «Брубергом». Маслов вышел на замену Тарасевичу в середине второго тайма при ничейном счете. Юрий Лизавин на страницах книги «Лед, боль и медные трубы» рассказывал: «Тут-то и появился на поле Маслов, который всех нас восхитил. Уже через десять минут после выхода на поле он смело пошел на добивание после моего удара по цели и вывел „Динамо“ вперед. Мгновением позже Валерий совершил потрясающий слаломный проход от центра поля и хладнокровно пробил в угол ворот… Когда первая дополнительная пятнадцатиминутка заканчивалась, счет оставался равным. Но на ее исходе вновь взорвались трибуны, вновь мы обнимали и поздравляли Маслова, который сумел забить в суматохе у ворот соперников свой третий в этом матче гол».
Сам Валерий Павлович прокомментировал это событие так: «Мне в тот день немало дифирамбов пропели, только Василий Дмитриевич уже все для себя решил. Отыграв еще сезон, весной 1979 года я услышал от него, что больше не нужен. Может, и правильно, спорить не берусь, мне ведь 39 исполнилось. Хотя силы и желание играть еще были. Никакого психологического стресса это у меня, как и в случае с футболом, не вызвало. В феврале 1980 года на том же стадионе „Октябрь“ перед матчем „Динамо“ — „Зоркий“ состоялись проводы, как в те годы любили формулировать, „на тренерскую работу“. В моем случае это полностью соответствовало действительности — я уже учился в Высшей школе тренеров».
«Я стремился стать футбольным тренером, — объяснял Валерий Павлович. — В том, что смогу работать в хоккее с мячом, у меня сомнений не возникало, футбол же требовал более основательной подготовки. Во всяком случае, учеба в ВШТ была делом необходимым и престижным».
После окончания ВШТ уже достаточно опытный футбольный тренер Александр Петрович Кочетков пригласил Маслова стать его помощником в «Спартаке» из Орджоникидзе. Эта команда играла в первой лиге и удержаться там не смогла. Не дал должного результата и следующий сезон. Кочетков принял краснодарскую «Кубань», позвав с собой Маслова. Но тот принял решение остаться во главе «Спартака». По признанию самого Валерия Павловича, это было ошибкой — подводные течения низших лиг он знал недостаточно. Пришлось уже вскоре после начала сезона 1983 года уйти.
Летом 1983 года Валерий Маслов стал тренером московского «Динамо», помощником Вячеслава Соловьева, сменив Юрия Лизавина, который не смог найти контакт с хоккеистами, что для второго тренера условие обязательное.
Маслов рассказывал: «Соловьев, приняв в 1980-м команду, попал под смену поколений. Сильных игроков приглашать уже было сложно — условия становились хуже с каждым годом. В основном молодежь привлекали и ребят из калининградского „Вымпела“. Из призеров „Динамо“ еще в мой последний сезон выбыло, а в 1983-м команда и вовсе провалилась — одиннадцатое место».
Каково было Маслову оказаться на вторых ролях? Валерий Павлович уточнил: «В моем случае такой проблемы не было. Амбиции у меня всегда присутствовали, но не чрезмерные. К тому же пригласил старый товарищ, с которым пуд соли съели».
С появлением Маслова дела у «Динамо» пошли на лад. В сезоне 1984 года команда стала вторым призером, годом позже финишировала четвертой, дошла до полуфинала Кубка.
«Далек от мысли увязывать тот подъем с моим приходом, — задумывается Валерий Павлович, — но кое-что для команды сделать, видимо, удалось. Работалось мне в охотку, что-то я и на собственном примере мог еще показать. Раз даже, когда игроков не хватало, пришлось в официальном матче выйти».
Произошло это 25 января 1984 года в Красногорске, где «Динамо» принимало «Строитель» из Сыктывкара. Какой-то острослов запустил тогда в адрес Маслова — «Палыч-выручалыч».
Однако в ноябре 1985 года Валерий Павлович команду покинул. О причинах годы спустя он поведал: «Мне казалось, что я честно делал свою работу, по сторонам особо не смотрел, но не все в жизни так однозначно. После того как сборная в 1985-м выиграла мировой чемпионат, почувствовал, что в наших с Соловьевым отношениях появилась трещинка. Какая-то ревность с его стороны стала ощущаться. Выиграл-то он, а многие меня похваливали. Дескать, без Маслова ничего бы не получилось, хотя в Норвегии я не был. На присутствии в сборной Бочкова, Лобачева и Рычагова, да, настаивал. Но и только. Той осенью я стал вновь „перебарщивать“ с режимом, а такое, если от тренера идет, всегда на команде скажется. К тому же меня не выпустили с „Динамо“ в загранпоездку, что, не скрою, серьезно задело. Поразмыслил я и решил, что лучше уйти. Думаю, что сделал это вовремя. Соловьев меня не удерживал, но дружбу нашу мы сохранили».
К работе в хоккее с мячом Маслов вернулся в 1987 году, а до этого помогал в качестве селекционера в футбольном «Локомотиве» возглавившему эту команду Юрию Семину.
Омская «Юность» играла в высшей лиге, но значилась среди аутсайдеров. «Первым моим сезоном начальство было довольно, — вспоминал Маслов. — В Кубке дошли до полуфинала — для Омска сенсация. Могли и в чемпионате отличиться. То первенство проводилось по новой формуле, и чтобы попасть в финальную стадию, нужно было войти в подгруппе в тройку. Начали, помню, с домашних побед над „Зорким“ и московским „Динамо“. Город зашумел — такого здесь не видели. На промежуточном финише с десятью очками первыми были. Но дальше „Юность“ не пустили. Засудили нас в Сыктывкаре, и по лучшей разнице мячей прошел горьковский „Старт“. Оказались в итоге восьмыми…»
В сезоне 1993 года Валерий Павлович возглавил «Строитель» из Сыктывкара. И сразу же грянула сенсация — скромный «Строитель» завоевал серебряные медали! «Чемпионами должны были стать, — убежденно произносит Маслов. — Шли с „Зорким“ ноздря в ноздрю. Оставалось четыре матча, все на выезде. Первые два, в Екатеринбурге и Алма-Ате, выиграли. Но в планы Федерации наше чемпионство, видимо, не входило. В следующих матчах — в Новосибирске и Иркутске — судьи нас так прихватили, что только очко сумели взять. Отстали в итоге от „Зоркого“ на очко…»
В 1994-м под руководством Маслова сборная России стала победителем мирового первенства среди юниоров. В Новосибирске в рядах сборной начинали восхождение такие заметные в дальнейшем хоккеисты, как Александр Тюкавин, Алексей Бурков, Сергей Рогулев, Денис Половников.
Став тренером, Маслов продолжал оставаться универсалом: попеременно работал на серьезном уровне и в футболе, и в хоккее с мячом.
«В Москве у меня ни кола ни двора не осталось, — продолжал Валерий Павлович. — Предстояло заняться поисками работы, за время странствий по России связи я растерял. К счастью, не все. В очередной раз убедился, что старая дружба не ржавеет. Посодействовали Юрий Павлович Семин и Валерий Николаевич Филатов. При их помощи, продав квартиру в Сыктывкаре, смог купить однокомнатную в Москве. В 2001 году начал работать старшим тренером футбольной школы „Локомотив“, которая базируется в родном для меня Перове».
Так на целое десятилетие Маслов оказался в стане железнодорожников. В Перово он вскоре стал директором школы, затем сезон возглавлял дочернюю команду «Локомотива», а в 2005-м начал работать селекционером в основной команде.
Примечательно, что Маслову благоволила даже президент клуба Ольга Смородская, которая за годы своего правления изгнала из «Локомотива» многих преданных ему людей. С годами Валерий Павлович так прикипел к «Локомотиву», что, даже перейдя в 2011 году в школу футбольного «Динамо», он не оставил без своего попечения команду ветеранов, в которой был тренером.
Стоит сказать и еще об одном. Тяжело переживая отрыв от Москвы, от привычной среды, Маслов нередко прикладывался к бутылке. Но по возвращении с этим напрочь порвал, а со временем даже бросил курить.
В динамовской школе Маслов был экспертом при руководстве. «В „Динамо“ начал, в „Динамо“ и закончу», — нередко приговаривал он. Так и произошло. В июле 2017 года у Валерия Павловича случился сердечный приступ. По беспечности он решил отлежаться дома, а когда его госпитализировали, было уже поздно. Обширный инфаркт сделал свое черное дело…
Михаил Щеглов
6 марта 2006. Красногорск. Стадион «Зоркий». Маслов и ветераны «Зоркого». Слева направо: Юрий Петров, Валерий Маслов, Сергей Майборода, Александр Шишкин