Виталий Григорьевич рассказывал, что буквально онемел, когда в 60-х, приехав с футбольным «Динамо» в Минск, оказался за одним столом с Синявским, впрочем, Вадим Станиславович был демократичен — принял свои 150 граммов, закусил, поговорил с молодыми и откланялся.
Заниматься футболом и хоккеем Виталий начал в детских командах мытищинского «Торпедо». Вел команды всех возрастов Михаил Иванович Елисеев, местный уроженец, в предвоенные годы игравший за московское «Динамо». Данилову запомнилось, как в игре за мужскую хоккейную команду «Торпедо» его, юнца, преследовал и бил клюшкой один из соперников. Елисеев, а ему было уже за пятьдесят, вышел на поле, подстерег хулигана и так ему «вставил», что вопрос был исчерпан.
На областном уровне в хоккее Данилов впервые прозвучал в 1958 году, когда сборная Мытищинского района стала победителем областной спартакиады, после чего был зачислен в команду мастеров «Труд» из Калининграда — команду серьезного уровня, находившуюся на подступах к пьедесталу союзного первенства. В первом своем сезоне Виталий играл на месте правого бортового полузащитника, а потом стал защитником. Навсегда.
В 20 лет Виталий Данилов дебютировал в союзной Высшей лиге — в калининградском «Вымпеле». Там же ему навсегда определили место защитника
МАСЛОВ — ДАНИЛОВ: ЗИМОЙ И ЛЕТОМ
Как и многие «русачи» в то время, Данилов летом играл и в футбол. В калининградском «Труде» его партнером был Валерий Маслов, который впоследствии говорил:
«Виталий очень хорошо в нашей команде выглядел. Уже тогда его настоящим профессионалом можно было назвать. Чаще играл на левом краю защиты, но мог и правым крайним выйти».
Спортивные пути Виталия Данилова и Валерия Маслова постоянно пересекались. Виталий Григорьевич вспоминал:
— С Масловым я познакомился, когда мы играли друг против друга в юношеских командах. Он — за Жуковский, я — за Мытищи. Одноклубниками стали в калининградском «Труде», а затем восемь сезонов выступали за московское «Динамо». Мне и в футбол довелось с Масловым поиграть, пусть и не так много. Если в хоккее мы вместе отыграли четыре чемпионата мира, то в футболе Валера меня далеко позади оставил. Выше дубля в московском «Динамо» я, по существу, не поднялся.
Поскромничал Виталий Григорьевич. Прочитаем продолжение его рассказа:
— В сентябре 1964 года тренеры решили проверить меня в основном составе московского «Динамо». Играем в Баку с «Нефтяником». Я — правый защитник, Маслов — правый хавбек. Ведем 1:0. «Масло» мяч отберет, отдаст мне и командует: «Бей, Данила, на трибуны. Время потяни…». Сказано — сделано, я в основе, можно сказать, никто, а он — ведущий. А потом на разборе Александр Семенович Пономарев как начал кричать: «Что это за игрок — только по аутам стреляет!»
Вскоре играем дома с «Кайратом». В один из моментов решил мяч подрезать, чтобы он пролетел над головой форварда гостей Абгольца, которого опекал. Получилось неудачно. Пономарев после игры опять в крик: «Нам такие „технари“ не нужны!»
Пришлось мне на следующий сезон в ленинградское «Динамо» податься, которое лигой ниже играло. С новыми партнерами мы моим бывшим одноклубникам крепко насолили: обыграли в Москве в кубковом матче — 2:1. Сошлись мы с Масловым в том матче лицом к лицу: он, как обычно, в полузащите справа, а меня левым полузащитником поставили. Валерий после наших стыков, помню, ворчал: «И зачем, Данила, тебя сюда прислали?» Не все же мне проигрывать…
8 февраля 1963. Москва, стадион «Фили». Контрольный матч СССР — «Фили» (Москва) — 8:2. С мячом нападающий «Фили» Юрий Войкин. Справа от него — Виталий Данилов
— Виталий — один из лучших защитников своего времени, — считает экс-наставник сборных СССР и России Владимир Янко. — Он же играл в футбол за ленинградское «Динамо», а это достаточно высокий уровень. Благодаря футбольным навыкам Виталий и на ледовом поле грамотно читал игру, правильно выбирал позицию и обладал очень высокой стартовой скоростью. Благодаря последней он великолепно справлялся с лучшими нападающими.
В футболе Маслов и Данилов вместе поиграли и в калининградском «Труде», и в московском «Динамо», но, случалось, и друг против друга на серьезном уровне выходили
ЦСКА? СКА? БЕСКОВ? В «Динамо» к Трофимову!
Но футбол для Данилова был все же занятием попутным, основные силы он отдавал русскому хоккею. Отыграв три сезона в Калининграде, Виталий в 1961-м перешел в ЦСКА — армейцам он симпатизировал с детства. Однако радость от пребывания в любимой команде оказалась недолгой: заняв в том сезоне второе место в скоротечном чемпионате страны, команда ЦСКА была расформирована.
Куда податься бывшим армейцам? Некоторые отправились в Ленинград на учебу в военном физкультурном институте. Данилов получил предложение от свердловского СКА, но в этот момент подоспело приглашение от Константина Ивановича Бескова, возглавлявшего ЦСКА футбольный. Виталий оказался в Сухуми на сборе армейских футболистов. Поиграв там за дубль и поняв, что перспектив попасть в основу мало, Данилов попросил его отпустить. По словам Виталия Григорьевича, стала к тому же заедать тоска по семье — он недавно женился, родилась дочь. Бесков препятствий чинить не стал, но наказ дал: «Приедешь в Москву — сразу к Трофимову». Так надолго Данилов стал динамовцем.
«Динамо» (Москва) — чемпион СССР 1963 года. Нижний ряд (слева направо): Юрий Афанасьев, Анатолий Мельников, Юрий Шальнов, Альберт Вологжанников, Михаил Осинцев. Верхний ряд: Евгений Папугин, Виталий Данилов, Вячеслав Соловьев, Вячеслав Дорофеев, Валерий Маслов, Александр Луппов, Геннадий Екимов, Олег Горбунов, Дмитрий Морозов
После расформирования хоккейного ЦСКА Данилов пробовался у Бескова в ЦСКА футбольном, но в итоге оказался в хоккейном «Динамо»
НЕПРОХОДИМЫЙ ДУЭТ
Василий Дмитриевич Трофимов приметил Данилова еще в Калининграде, но от первого приглашения Виталий отказался. Второе же пришлось кстати. Одновременно с Даниловым из хоккейного ЦСКА пришли чемпионы мира вратарь Анатолий Мельников и форвард-виртуоз Михаил Осинцев. Сложился чемпионский костяк, а когда годом позже появились Юрий Шорин и Евгений Герасимов, «Динамо» обрело ту силу, которая позволила команде в 60-х за восемь сезонов завоевать шесть чемпионских титулов.
В обороне быстро возникла надежная пара Виталий Данилов — Александр Луппов.
— Алик Луппов был хорошим напарником, — вспоминал Данилов. — Отлично владел коньками, позиционно грамотно действовал, жестко в отборе мяча играл. Луппов любил время от времени подключаться к атакам. Делал он это, конечно, с оглядкой на свои ворота, меня же Трофимов призывал быть внимательным на подстраховке, а затем и вовсе велел центр поля не пересекать. При этом Луппов одновременно работал инженером на режимном предприятии, поэтому за границу его не выпускали. Сыграли мы вместе в сборной только на чемпионате мира 1965 года, который проходил в Советском Союзе.
Валерий Маслов дополняет: «Многие в 60-е годы удивлялись тому, что „Динамо“ играет с двумя защитниками. Большинство команд держали в обороне троих. Любая тактика зависит от подбора игроков. У нас сзади были Луппов и Данилов, а в центре полузащиты — Герасимов и Соловьев. Зачем еще кого-то назад оттягивать? Виталий Данилов был защитником высочайшего уровня. Обладал высокой стартовой скоростью. Пожалуй, Данилова и Соловьева, у которого старт был тоже очень резким, на десяти метрах никто бы не опередил. Виталий своеобразно разгонялся — перебирал ногами, встав на мысочки, только цокот слышался. Используя свои взрывные качества, Данилов выбегал на бьющего при угловых. Не так, как сейчас это делают — скопом, закрывая обзор вратарю, а один, что, поверьте, требует мужества. Центр поля он пересекал редко, в разрушительных же действиях был очень хорош. Играл на перехватах, часто успевал на опережение, но, когда при помощи маневра мяч было не отнять, мог соперника и грудью встретить».
Только московское «Динамо» в 60-е годы играло с двумя защитниками — непроходимый дуэт Данилов — Луппов надежно цементировал оборону сильнейшей команды страны
1969 год. Хоккеисты «Динамо» в 60-е годы были частыми гостями на Красногорском механическом заводе (в центре — один из руководителей КМЗ). На фото слева направо: Михаил Осинцев, Виктор Рыбин, Евгений Герасимов, Виталий Данилов
Виталий Данилов продолжает рассказ о лучших защитниках 60-х годов:
— Моим постоянным напарником в сборной был свердловчанин Виктор Шеховцов. Он пользовался авторитетом, немало лет был капитаном. С ним, наверное, у меня лучше всего получалось — Виктор и в выборе позиции был хорош, и в отборе мяча действовал смело и жестко.
Легко выигрывать чемпионаты мира не получалось. В 1971 году в Швеции судьба первенства решалась в матче с хозяевами: при счете 1:1 легендарный форвард шведов «Бемпа» Эрикссон вылетел на меня — противостояние один на один. Рисковать не стал, снес его футбольным подкатом. Удалили, конечно, но мы в итоге выиграли — 2:1.
Памятны и наши «зарубы» со свердловчанами, когда приходилось Николая Дуракова лоб в лоб встречать, чтобы к воротам его не подпустить. Удаление в такой ситуации — своего рода тактический прием: Коля-то далеко не сразу после столкновения в себя приходил…
В сборной страны постоянным напарником Виталия Данилова был капитан команды Виктор Шеховцов, с которым они составляли по-настоящему чемпионскую пару — грозу лучших нападающих мира
Ветераны того времени рассказывают такую историю. Раз Виталий пришел в гости к главному тренеру «Динамо» и сборной СССР Василию Трофимову. У того была маленькая собачонка. Она начала гавкать и цапнула Данилова за ногу. Виталий отодвинул собачку ногой, та взвизгнула. На шум прибежала жена Трофимова Оксана Николаевна и в сердцах выпалила: «Тебя, Данилов, в сборной больше не будет!» Она имела большое влияние на главного тренера сборной, но Данилов играл так, что без него оборону национальной команды представить было сложно.
— Вот с подключениями в атаку у Данилова было сложнее, — вспоминает Владимир Янко. — Как-то он перехватил мяч после подачи углового, добежал до двух защитников, и его очень жестко встретили, ударив по рукам. Виталий уронил клюшку, сбросил перчатки и, потирая ушибленное место, выпалил: «Чтобы я еще подключился в атаку… Сами сюда бегайте!»
— Конечно, нас, молодых, ветераны команды учили, доводили до своего уровня, — вспоминает экс-нападающий сборной СССР Георгий Канарейкин. — Если тому же Валерию Маслову Данилов или Герасимов бить по клюшке на тренировке не будут, то нам доставалось! Но зато раз объедешь его на тренировке, так сразу героем себя чувствуешь. В «Динамо» его звали Данила-мастер. Ну какое еще прозвище может быть у одного из лучших защитников мира и с фамилией Данилов.
— Играл он очень здорово, — говорит экс-вратарь сборной СССР Сергей Лазарев. — Даже когда был на сходе. Я ему кричу: «Виталя, борт прикрой!» А он мне после игры спокойно так: «Сереж, не нервничай. Зачем туда бежать? Сами же к нам прикатятся, а мы их тут — хлоп!» За счет стартовой скорости и опыта Данилов просто не давал нападающим наносить удары. Снимет в последний момент перед ударом мяч с клюшки, вот форварды и лупят по воздуху.
Виталий Данилов
«КВАРТИРНОЕ» ПОНИЖЕНИЕ
Человек простой, во многих случаях даже наивный, Виталий Данилов неоднократно оказывался жертвой ситуаций подчас комических. Об этом поведал его партнер по «Динамо» и сборной, многолетний капитан команд Владимир Плавунов: «Понятно, что я, молодой, смотрел на бывалых мастеров снизу вверх. Поэтому и запоминалось многое. Данилов как-то опростоволосился в Финляндии. Пришел в магазин что-то жене купить, видит на ярлыке цену 150 марок и просит уступить за 100, а продавец ничего понять не может. Выяснилось, что вещь уценена и на обратной стороне ярлыка поставлена цена 50. Громче всех над своим проколом смеялся сам Виталий».
Кстати, Плавунов считал Данилова своим учителем в вопросах, касавшихся игры в обороне: «Виталий был суперзащитником. Он и научил меня играть в обороне, правильно подкатываться под нападающих».
Отличался Виталий Григорьевич и независимостью характера. После победы в чемпионате мира 1971 года команда отправилась в баню. Сопровождавший их Григорий Петрович Епихин видит у Данилова нательный крест. Спрашивает: «Ты что, Виталий, в Бога веришь?» В ответ твердое: «Да, верую». В Москве всем выдали премию, кроме Данилова.
Как-то на выезде после игры Данилов хватил лишку, высунулся в форточку и заорал: «Чепец» (прозвище Трофимова у болельщиков. — Ред.), когда квартиру дашь?!" А Трофимов, оказалось, находился в соседней комнате. Крик отчаяния, вырвавшийся из уст Данилова, был совсем не случайным.
В 1970-м Данилов ушел из «Динамо» в «Вымпел» — в Калининграде (где он через пять лет завершил карьеру) решился больной для него квартирный вопрос
Виталий Григорьевич рассказывал:
— Когда играл за ленинградское «Динамо», получил там квартиру. Но при возвращении в Москву пришлось ее сдать — обмен не разрешили. Даже паспортистки удивились, когда выписывался: мол, куда же вы теперь? Решил их поддразнить: «Картина художника-передвижника Василия Перова „Чаепитие в Мытищах“ вам известна?» В московском «Динамо» мне жилья так и не дали — пришлось в 1970-м за квартиру в калининградский «Вымпел» возвращаться. Тогда же в родной Красногорск вернулся Рыбин, ему «Зоркий» с жильем помог.
Уже из «Вымпела» Трофимов меня на чемпионат мира 1971-го взял, а через два года перед московским чемпионатом остался я за бортом, хотя и в силе еще был. Говорили, что председатель федерации Григорий Петрович Гранатуров мою кандидатуру поддержал, но Владимир Александрович Меньшиков, который только «Вымпел» принял, проголосовал против. У него простой расчет был: чтобы я за свой клуб играл — союзный чемпионат тогда на чемпионат мира не прерывался.
«Вымпел» покинул осенью 1975 года. Тогда уже Меньшикова Юрий Парыгин сменил. Вспылил, когда он начал заставлять в грязи тренироваться. К тому же у него зуб на меня имелся: тремя годами раньше, когда я играющим главным тренером был, отчислил Парыгина — игрок был сильный, но очень уж вздорного характера.
С завершением игровой карьеры начались у Данилова скитания: работал с командами низших лиг в Воткинске и Родниках, что в Ивановской области, но дольше всего в мытищинском «Торпедо», где когда-то начинал.
Тренерская карьера у Данилова не сложилась: работал в Воткинске и Родниках, дольше всего — в родных Мытищах
Скрывать нечего — в последние годы жизни он злоупотреблял алкоголем. Да и под наш разговор мы себе позволили, правда, в меру. Тем удивительнее было, что через несколько дней Виталий Григорьевич перезвонил и стал допытываться, не сказал ли он чего-то лишнего про своих товарищей по оружию. Получив заверения, что все в норме, перезванивал еще дважды, желая удостовериться, не задел ли кого-то негативным откликом. Кому из ветеранов ни рассказывал про этот «перезвон», неизменно удивлялись. Не ожидали от Данилова такой деликатности…
Михаил ЩЕГЛОВ
Хоккеисты и тренеры московского «Динамо» после встречи в подшефном трудовом коллективе. На фото слева направо: Михаил Осинцев, Василий Дмитриевич Трофимов, Валерий Маслов, Евгений Герасимов, Вячеслав Соловьев, Виталий Данилов, Анатолий Мельников, Юрий Шорин