Главный тренер московского «Динамо» Евгений Иванушкин о победе над «СКА-Нефтяником» (5:1), прогрессе молодежи и разнице прошлогоднего и нынешнего успеха — в интервью пресс-службе Федерации хоккея с мячом России.
— Что больше всего хочется после победы?
— Домой! Мы начиная с июля практически не находились дома: из-за отсутствия «Крылатского» все сборы — на выезде. Я вижу, как ребята психологически устали и очень сильно хотят домой. Все подходят и спрашивают: «Если есть возможность, дайте нам побыть с семьями». Впереди у нас опять очень длинный выезд: это и матч за Суперкубок в Хабаровске 1 ноября, куда нужно лететь за неделю, а потом начало Чемпионата России в Иркутске и том же Хабаровске. Сейчас будем выстраивать логистику поездки, но она опять — на 2−3 недели. Поэтому сейчас целесообразно вернуться в Москву. Не думаю, что участие в турнире на призы «Волга-Спорт-Арены» пойдет нам на пользу. Лучше отдохнуть дома.
— За счет чего сегодня «Динамо» так уверенно выграло финал?
— Наверное, за счет командных действий. Я был уверен в ребятах, но думал, что нам не хватит объема ледовой подготовки. Все из-за того же перепрофилирования «Крылатского» мы очень мало катаемся в этом году на большом льду. И я за это сильно переживал. Кроме этого, некоторые ребята в «Финале четырех» играли с недомоганиями, но я очень благодарен нашему доктору, который поставил их на ноги за 3−4 дня.
Мы не физически были сильнее «СКА-Нефтяника», а намного превзошли Хабаровск в игровом мышлении. Я уже говорил, что игровой интеллект «Динамо» растет. И матчи против «Енисея» и «СКА-Нефтяника» здесь показали, что мы на правильном пути. Ребята растут.
— Сегодня в Ульяновске состоялся уникальный матч: на льду встретились сразу два действующих чемпиона России. Рассматривали ли вы этот финал сквозь призму того, несыгранного матча?
— Честно признаюсь — эту тему мы не муссировали ни на собраниях, ни на установке. Сегодня это был финал Кубка России, другой отдельный матч. То, что Федерация хоккея с мячом России приняла решение о присуждении золотых медалей двум командам — это самое правильное решение, на мой взгляд. Играть финал сейчас было бы нецелесообразным, да и для этого нет никаких «окошек».
— Если вспомнить прошлогодний «Финал четырех» в Москве, то там «Динамо» также ждал тяжелейший полуфинал против «СКА-Нефтяника». Понимали ли Вы, что и в этом розыгрыше главный матч команду ждет во многом в полуфинале?
— Когда я в довольно юном возрасте пришел в архангельский «Водник» и вместе с потрясающими партнерами участвовал в разных турнирах, Владимир Владимирович Янко всегда говорил нам, что полуфинал — это самая сложная и самая важная игра. Этому я учу и своих ребят сейчас. Програв полуфинал — ты даже не призерах! Выиграв его — ты, как минимум, в финале. А финал, как говорится, уже совсем другая «песня». Поэтому я очень тонко настраиваю команду именно на полуфинал и повторяю им то, что в свое время слышал от тренеров.
— Прошлой осенью Вы сказали, что тот завоеванный Кубок «очень важен для становления «Динамо». Какова ценность нынешнего успеха?
— Та победа была во многом трудовой, а за этот год ребята очень сильно прибавили именно в игровом мышлении и стали увереннее. Сегодня они играют на льду не «как получится», а так, как они хотят. За этот год они сделали большой рывок вперед именно в плане понимания хоккея.
Можно научить высоко прыгать и быстро бегать, но научить играть в хоккей — это задача тренерского штаба. Думаю, пока у нас получается. Игроки слышат нас, и у нас есть то самое взаимопонимание. Не покривлю душой, сказав, что мне приятно работать с этой командой.
— Судя по всему не только уверенности прибавилось у команды, но и седых волос на голосве у тренера…
— (Смеется) Седых волос очень много! Их все больше от игры к игре. Потому что все, что происходит на поле — все проходит через меня. И мне очень сложно. После полуфинала с «Енисеем» я пришел в номер и еле дошел до кровати: было ощущение, что я устал больше ребят. Ноги просто не ходили! Стоять здесь, за бортиком куда тяжелее, чем быть там, на льду.
— Как построить такую команду, какой сегодня становится «Динамо»?
— В первую очередь я скажу то, что ни для кого не является секретом: у нас потрясающий президент клуба Николай Николаевич Барышников, на котором держится все «Динамо». Имея такого человека за спиной, нестрашно идти ни в какой бой. Он всегда рядом, и у нас с ним есть четкое понимание, куда клуб движется. Я очень рад, что он меня слышит и делает все, что нужно команде. Однажды он сказал: «Я не лезу в твою работу, потому что я знаю, что как ты играл — так будет играть твоя команда».
Кроме этого, с нами Владимир Владимирович Янко, с которым мы постоянно общаемся, дискутируем и обсуждаем разного рода нюансы. Плюс наш тренерский штаб, в который вошли завершившие карьеру Кирилл Хвалько и Андрей Золотарёв. Все вместе мы стараемся сделать так, чтобы ребятам было интересно играть в тот хоккей, в который играет «Динамо». Это не должно быть каторгой — бегать до потери пульса. Они должны играть, творить и быть артистами на льду. Вот тогда они будут получать удовольствие, которое испытывают сейчас.
— Но это пришло далеко не сразу?
— Разумеется. Москва не сразу строилась! Но главное — мы видим, как они растут и двигаются вперед. У многих из них все только начинается: впереди чемпионат России, сборная страны, чемпионаты мира… Они хотят играть в быстрый и умный хоккей. А мы, тренеры, в этой ситуации должны помогать им и направлять их по правильному пути.