Главный тренер «СКА-Нефтяника» Ильяс Хандаев о завоевании Суперкубка России, переменах и публике «Ерофея» — в интервью нашему сайту.
— Тяжело засыпали накануне такой игры?
— На удивление я практически вообще не спал. Для меня это редкость. Последний раз такое, пожалуй, было, когда я еще играл (улыбается). То ли это акклиматизация после поездки к семье в Москву на новый год, то ли предыгровое напряжение. От мыслей о матче никуда не денешься.
— В чем сегодня «СКА-Нефтяник» оказался сильнее «Динамо»?
— Я процитирую слова Жени Иванушкина после победы в финале Кубка России в октябре. В Ульяновске он сказал, что они обыграли нас за счет игрового интеллекта. Есть хорошая поговорка: «Выигрывает команда, а проигрывает тренер».
— В голове сидела занозой мысль о том проигранном три месяца назад матче?
— Разумеется, мы тот финал досконально разбирали и сделали выводы. И главное отличие сегодняшнего матча от осеннего — то, что мы были собраны с первых минут. Считаю, что мы предрешили игру в ее начале, а дальше уже контролировали ход матча.
— В чем, главным образом, изменился «СКА-Нефтяник» за прошедшие три месяца?
— Во-первых, нам, тренерскому составу, очень приятно, что ребята нас слышат и принимают то, что мы поговорим. То, что мы им предлагаем, не всегда приятно, ведь они на протяжении долгого времени играли в другой хоккей. Но они стали нам доверять, и результат, наконец, сегодня пришел.
— Вы возглавили команду в не самый простой момент: «СКА-Нефтяник» откровенно лихорадило летом, и в клубе произошли большие перемены. Насколько тяжело далось то решение?
— Ничуть. Начнем с того, что мне не привыкать (смеется). Я знал, что в команде собраны хоккеисты самого высокого уровня, которые знают, как выигрывать. Наша задача была в том, чтобы те, кто остался в Хабаровске, осознали, что они ничуть не хуже ушедших. И сегодня уже они будут делать то, что делали «вчера» другие.
— Чувствуете, что публика в «Ерофее», приученная к победам, ждет от любимой команды только первого места?
— И это хорошо! Конечно, это чувствуешь кожей. Это и есть тот адреналин, ради которого я занимаюсь своим делом.
— Если вернуться к финалу Кубка России в Ульяновске, то его пропускал ключевой игрок «СКА-Нефтяника» Юрий Шардаков. Сегодня его присутствие на льду сыграло свою роль?
— Я редко выделяю игроков, но Юрка — это лидер и игрок высочайшего уровня. И его вклад в победу просто неоценим. При этом сегодня на установке, которая была довольно короткой, я попросил всех ребят сделать свой посильный вклад. Пусть маленький, но максимальный. Только за счет общей командной работы мы добились этой победы.
— Показалось, что в первом тайме выход из обороны в атаку строился исключительно через Шардакова, на котором постоянно «висело» по 2−3 динамовца. А после перерыва эта нагрузка легла уже на Антипова, Торгонского, Мяяття…
— С Юрой мы говорили, и он успешно пользовался этим на льду. Мяч брали и Паша Рязанцев, и Артём Бондаренко, и наши «борты». Это одна из идей, которую предлагал тренерский штаб, и я рад, что ребята осуществили ее на льду. Вы помните, чтобы раньше «СКА-Нефтяник» играл так? А мы за счет этого выиграли матч сегодня.
— Кто определял пенальтистов, когда во втором тайме команда получила право на два 12-метровых?
— Команда. Я понимал, что на Пашку Рязанцева что-то давит, и в этой ситуации я ничуть не удивился, что к мячу пошел Юра Викулин. И молодец, что он так решил! Это была крайне непростая ситуация. Что касается второго удара, то у Туомаса Мяяття просто нет нервов (улыбается). Иностранные игроки — другие, и этим надо пользоваться. Хочу отметить, что Туомас — суперпрофессионал. Это второй финн в моей практике, и я вижу, насколько они профессиональны и на льду, и за его пределами.
— Что вы, как вратарь в прошлом, скажете об игре Виктора Каменева?
— Я очень рад за Витю, который просто выручил нас сегодня в ключевых эпизодах. Очень важно вратарю, безусловно, поймать кураж. В «СКА-Нефтянике» два равноценных прекрасных вратаря — Каменев и Денис Рысев. Кто-то играет сегодня, кто-то — завтра. Денис, к примеру, играл против Иркутска, а сегодня была «очередь» Виктора. Плюс Каменеву явно пошел на пользу отдых, связанный с травмой.
— Для вас, как главного тренера, это первый титул в клубной карьере…
— Честно говоря, прежде я об этом особо не задумывался. Безусловно, я рад, и, как говорится — дай Бог, не последний!