Тренер национальной сборной России Ильяс Хандаев, руководивший в Красноярске второй командой (Россия-2), в интервью нашему сайту подвел итог мини-турнира.
— Первоочередно во второй команде мы хотели просмотреть ребят, на которых возлагали определенные надежды. Меня порадовало, что есть те, кто отнесся к вызову в сборную должным образом. И при определенной работе над собой у этих хоккеистов есть все шансы на попадание в команду. Мы регулярно обменивались впечатлениями с Павлом Францем и, в целом, наши мнения совпадают.
— Насколько задачи второй сборной отличались от первой?
— В национальной команде, даже в таком виде, в котором она выступила в Красноярске, главным было восстановление игровых связей. Цель же сборной России-2 — дать шанс себя показать ребятам. А нам, тренерам, оценить насколько они воспримчивы к нашим требованиям и насколько способны воплощать командные идеи на льду. Когда мы формировали состав, то ориентировались на хоккеистов, которые способны сделать качественный шаг вперед. Кто-то из них, возможно, ходит вокруг да около национальной сборной и им нужен шанс. И я скажу, что есть ребята, которые меня приятно удивили. Однако есть и обратная сторона медали — от некоторых игроков мы ждали на порядок большего. И это касается не только действий на льду.
Сборная России — это априори эталон. И это не только хоккейное поле, но и раздевалка. Я не раз в своей жизни становился свидетелем ситуации, когда вроде бы очень талантливый игрок не вписывался в коллектив. Раньше я не понимал этого, а сейчас замечаю все чаще и чаще. Любой спортсмен должен вписаться в раздевалке и в командном быту. Это тоже часть хоккея.
— Под знаменами второй сборной собрались игроки сразу из 9 клубов Суперлиги. Понимали, насколько вам будет сложно?
— За одну тренировку отработать какие-то схемы просто нереально. И такая задача перед нами не стояла. Тренерский штаб мог задать направление, показать куда и как хочет двигаться сборная. Мы ни в чем ребят не ограничивали! Можно поставить игрока на «рельсы», как в некоторых клубах, и игрок будет бегать только по ним много лет. Но национальная сборная — это хоккеисты высочайшего уровня, которых не нужно чему-то учить заново. А только подсказывать! Словом, это была хорошая лакмусовая бумажка для многих — попасть в стрессовую ситуацию и наглядно увидеть, кто и насколько быстро способен к ней адаптироваться.
— Насколько тяжело в такой ситуации было 19-летнему вратарю Владиславу Крыльцову, не имевшему даже клубной практики?
— Без лишней лести скажу, что он — большой молодец и проявил себя очень достойно. Во-первых, я знаю Влада достаточно давно: четыре года назад он приезжал на сборы «Школы вратарей» к нам с Романом Черных. Через некоторое время я не смог продолжать работу там, но знаю, что с Ромой они поддерживают отношения до сих пор и наш опытный вратарь дает юниору задания и ценные советы.
Во-вторых, Крыльцов получил игровое время наравне с опытным Витей Каменевым. И за отведенное время не заслужил серьезных упреков: уверенно действовал при угловых и даже нейтрализовал несколько выходов «один на один». Не забывайте, что этот парень по каким-то причинам оказался вне заявки «Байкал-Энергии», но готовился самостоятельно и приехал в неплохой форме.
— Глаза у парня были «квадратные»?
— Представьте, что такое для пацана попасть в сборную? Пусть и во вторую! Для него каждый день здесь — открытие. И он молодец, что справился психологически, относясь ко всему с должным пониманием. Ему есть куда расти, но радует, что он обучаем и горит желанием учиться. Все, что слышит — слушает и впитывает.
— Помните свои чувства, когда вы дебютировали в сборной?
— Мне было 21 или 22 года. Помню, что Сергей Иванович Ломанов со мной даже не здоровался (смеется). А потом судьба сложилась так, что его последний матч за национальную сборную стал моим дебютом в ее составе. Но я не обижался, а смотрел на всех снизу вверх. И благодарен, что Виктор Шакалин, Алексей Дьяков и Виталий Ануфриенко помогали мне влиться в коллектив.
— Что может сегодня помочь молодым ребятам быстрее адаптироваться к более высоким требованиям?
— Еще раз скажу, что очень важна раздевалка. Сборная — это не клуб, это лучшие спортсмены, и вести себя в ней нужно соответственно. Здесь никто не ходит «по струнке» и нечего бояться, но культура поведения должна соответствовать национальной команде. Даже мое поколение, когда приезжало в сборную по 10 человек из «Водника», и то вело себя иначе. Все понимали, что такое ответственность. Да, нынешние ребята другие — они не хуже и не лучше нас. Но они должны осознавать и правильно оценивать ситуацию. А наша задача, как тренеров, помочь им проявить себя.