Главный тренер «Динамо» Евгений Иванушкин о финале в Красноярске, сезоне «в гостях» и будущем команды — в интервью пресс-службе Федерации хоккея с мячом России.
— Что сложнее — играть в финале или играть в гостях в финале?
— Не скажу, что сегодня было архисложно. Но порой в любой игре наступает ключевой момент, а болельщик в Красноярске понимающий: они тонко чувствуют, кто владеет инициативой, и в нужный момент начинают свою команду гнать вперед. А команда, в свою очередь, понимает: в такой ситуации «вставать» нельзя! Сегодня у «Енисея» был тот самый 12-й игрок — причем в полном порядке.
— Казалось, что на стороне «Динамо» — психологическое преимущество: победа в Кубке России, разгром в Красногорске, да еще и прошлогодняя полуфинальная серия…
— Мы не обращали на это внимание. Наоборот, изначально «Динамо» не было фаворитом ввиду проведения финала в Красноярске. Фактор своего поля нивелировал все наши предыдущие победы. Играть даже обычный матч «регулярки» здесь сложно, а тут — финал. Наверное, у некоторых наших молодых ребят, которые только стремятся стать классными игроками, от этой атмосферы коленочки где-то затряслись… Не без этого. Признаться, такого ажиотажа вокруг матча я не помню со времен «Сибсканы». Я даже сам как будто вернулся в то время! Внутри было чувство, что это мне — выходить и играть. Но тренерская доля такова, что нужно все держать внутри, ведь на поле выплеснуть это невозможно.
— Первый гол в таких финалах имеет огромное значение?
— Безусловно. Забей мы первыми — игра бы сложилась совершенно иначе. Мы изучали и разбирали соперника и, честно говоря, одним из компонентов нашего плана был как раз первый гол. Тогда бы и вся дрожь, и весь мандраж сразу же улетучились! Но забил «Енисей».
— Динамовским козырем весь сезон была организованная игра в атаке, зависящая не от отдельных «звезд», а от командных действий. Почему сегодня не хватило именно общекомандного движения и скорости?
— Соглашусь, сегодня нам не хватило свежести. Прилетев заранее, мы попали в «ямку» акклиматизации на третьи сутки — вся команда не могла ни ходить, ни нормально двигаться. Но на четвертый день на тренировке все было хорошо, и я подумал, что эту болевую точку мы уже прошли. Мы рассчитывали иначе, но как видите, тут не предугадаешь: на всех акклиматизация действует по-разному.
При этом не скажу, что мы где-то провалились. Нам не хватало легкости, в первую очередь, в заключительной фазе атак. Может быть, потому, что «Енисей» играл очень «низко», и ребятам, доезжая на забитых ногах до ворот, уже не хватало свежей головы принять правильное решение. Но даже при этом мы смогли добавить во втором тайме и перестроиться. Если бы не четвертый гол, который мы сами себе «оборвали» у борта, «Динамо» вполне могло бы перевести матч в овертайм.
— Приход Романа Черных, почти всю карьеру отыгравшего как раз в «Енисее», многое дал «Динамо»?
— Очень. Рома — суперпрофессионал не только на льду, но и быту. Поэтому у него есть многому поучиться не только вратарям, но и всем остальным при подготовке к игре. Все знают, что в сборной России не бывает случайных людей. Там — все профессионалы. Поэтому молодой игрок, попадая в команду, должен смотреть по сторонам и оценить себя: готов я к этому или мне еще предстоит много поработать в плане отношения к делу. Кто-то это понимает сразу, а кто-то — позже. Но рано или поздно все к этому придут. Главное, что я вижу в своей команде — они все хотят стать профессионалами и стремятся расти.
— Решение сделать Черных капитаном сразу после его прихода было тренерским?
— Да, это решение принимал тренерский штаб, посоветовавшись с руководством клуба и Сергеем Шабуровым. Во-первых, мы хотели снять с Сереги дополнительную нагрузку и ответственность. Внутри клуба мы создали тренерский совет, в котором участвуют пятеро игроков. Но внутри раздевалки ничего не изменилось. Во-вторых, Шабурову 42 года, а в команде есть ребята, которым по 20−23. И это — кардинально разные интересы. Поэтому мы приняли решение выбрать капитаном другого игрока, который будет сплачивать коллектив и станет связующим звеном.
— На бумаге сегодня «Динамо» сложило чемпионские полномочия, которые получило в прошлом сезоне ввиду присуждения «золота» обоим финалистам Суперлиги. Хотелось стать единственным чемпионом?
— То решение мы приняли как данность, ведь пандемия — не рядовая ситуация. Но, честно говоря, я не чувствовал, что мы стали чемпионами России. Это был недоигранный сезон, у которого не было концовки. Поэтому всем нам — руководству клуба, тренерскому штабу и ребятам — хотелось стать настоящим чемпионом. Но сегодня кто-то один должен был выиграть, а кто-то — проиграть.
— Что сказали команде за закрытыми дверьми в раздевалке?
— Я поблагодарил всю команду за потрясающий сезон. Они — просто молодцы! В таких условиях выиграть «регулярный» чемпионат и Кубок России — дорогого стоит. Если отбросить результат финала, этот сезон мы однозначно занесем себе в актив: учитывая все трудности, которые настигли «Динамо» в связи с переездом из ледового дворца «Крылатское», ребята выступили успешно в сложнейших условиях. По сути, ту же «регулярку» мы выиграли в гостях. И сегодня у нас был шанс, но везение было на стороне «Енисея». Без поражений не бывает побед, значит, нам есть куда расти, и в следующем сезоне мы будем работать еще больше и будем еще злее. Уверен, что «Динамо» растет, и мы двигаемся в правильном направлении.
— Ряд клубов и тренеров в нашем чемпионате неизменно сетует на внешние факторы: длинные расстояния и долгие перелеты. Не жаловаться весь сезон — это была принципиальная позиция клуба?
— Конечно. Во-первых, мы ничего не могли изменить. Какой смысл тратить свои силы и эмоции? Во-вторых, мы сели с ребятами и решили: будем играть в таких условиях, какие есть. Мы благодарны Красногорску за предоставленный лед и возможность сыграть практически в Москве. Поэтому мы и не обращали внимание на внешние раздражители, и шли к своей цели.
— Сегодня есть понимание, где «Динамо» проведет следующий сезон?
— Понимание общей ситуации есть. Нам обещают, что продления договора города с больницей, которая сегодня располагается в «Крылатском», не будет. Нынешний заканчивается в конце марта. Поэтому мы надеемся, что скоро запустится обратный процесс — возвращения дворца.
Что касается комплектования команды, то, как только прилетим в Москву, начнем переговоры с ребятами. У 80 процентов нынешнего состава заканчиваются контракты, и это — нагрузка на руководство клуба и наших спонсоров. От лица команды выражаю большую благодарность и «Русской Медной Компании», и «Газпромнефти» за поддержку в таком трудном сезоне.
Фото Олега Сидорова.