Капитан «Енисея» Сергей Ломанов, выигрывавший с командой все пять золотых наград в российской истории, о финале против «Динамо» (4:2), долгожданном титуле и словах отца — в интервью пресс-службе Федерации хоккея с мячом России.
Ломанов-младший, разумеется, после финала — на разрыв: его ждут журналисты, его фамилию скандируют болельщики, к нему в очередь за клюшкой и автографом выстраиваются юные хоккеисты… Неудивительно, что со льда в раздевалку Сергей приходит одним из последних, но здесь, пожалуй, самые теплые поздравления — от супруги Анны, дочери Кати и сына Саши.
— Пап, это ведь пятая твоя золотая медаль? — спрашивает, обнимая отца, Екатерина.
— Нет, Кать, восьмая, — поправляет Сергей.
Все верно — еще три титула нападающий завоевал в московском «Динамо», за которое выступал с 2006 по 2008 год. И которое «Енисей» обыграл в воскресенье на домашнем льду (4:2).
СДЕЛАЛИ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОШЛОГО СЕЗОНА
— Катя совсем маленькая была, когда я играл в Москве — видимо, поэтому и не помнит те три золота. А я никогда не хвастался своими победами, — поясняет Сергей. — У нас Сашка только в этому году начал понимать, что это такое хоккей с мячом. До этого просто ходил в секцию, а сейчас не пропускает ни одной игры, смотрит, анализирует. Когда мы проиграли в Хабаровске «СКА-Нефтянику», он очень расстроился. Поэтому я постоянно беру его с собой на тренировки и он все впитывает, смотрит.
— Что для вас значит это чемпионство с «Енисеем»?
— Оно очень долгожданное. Наверное, такое же, как когда мы выиграли в Москве в 2014 году спустя 13 лет. После возвращения из Швеции злые языки шептались — зачем они вернулись? Но мы 5 лет шли к этому чемпионству очень трудной дорогой: были и поражения, и разные трудности. Но в этом сезоне все сложилось: подобрался хороший коллектив, а с появлением крытой арены мы получили прекрасную базу.
— В чем «Енисей» изменился по сравнению с прошлым сезоном, если не брать в расчет новые фамилии?
— В прошлом сезоне мы играли хорошо: выиграли «регулярку», но нас не хватило в концовке. Тогда очень много эмоций отдали в последних выездных матчах и позже в четвертьфинале. Поэтому в полуфинале «Динамо» оказалось куда свежее нас. Может быть, так и нужно было? Чтобы сделать правильные выводы и не наступать на свои же «грабли».
— Какие выводы сделали для себя?
— Что нужно «сохранять» себя. В этом году я улетел из Казани после матча сразу домой, а некоторые ребята не играли в Архангельске, получив дополнительные дни отдыха. К тому моменту мы уже забронировали вторую строчку и локальную задачу выполнили. Поэтому уже готовились к плей-офф. И в нынешней полуфинальной серии я чувствовал себя действительно куда лучше, чем в прошлогодней.
— Сегодня первый гол в финале предопределил победу «Енисея»?
— Он очень много значил. «Динамо» стало больше открываться, и мы получили преимущетсво в свободных зонах. Пошли контратаки, одна из которых привела к нашему второму голу. Если бы счет открыли москвичи, то раскрываться пришлось бы нам, а в «Динамо» собраны быстрые и индивидуально сильные ребята, которые могли этим воспользоваться. Поэтому до первого гола чувствовался особый нерв матча.
Но нынешний «Енисей» отличает как раз то, что мы никуда не торопимся и не паникуем, а гнём свою линию. Плюс в этом сезоне очень прибавила наша молодёжь, которая стала брать на себя бремя лидерства.
— Первый в истории домашний финал стал большим эмоциональным подспорьем?
— Это может дать как преимущество, так и задавить тебя психологически. Все знали, что мы играем дома, болельщик погонит нас вперед… Сейчас, когда финал позади, скажу, что это действительно стало нашим преимуществом. Мы знаем каждый сантиметр льда и как дышится в арене, а болельщики отдали нам свою энергию, которая очень пригодилась в моментах, где приходилась играть через «не могу».
— Но такого сумасшедшего ажиотажа в городе, наверное, не ждал никто…
— У меня до сих пор мурашки по коже от того, что было. Хоккей с мячом жив (улыбается). Это очень круто! Безусловно, в Красноярске он всегда был популярен, но в этом сезоне болельщики очень ждали чемпионства. И когда было принято решение о проведении финала здесь и открылась продажа билетов — на сайт зашло сразу 17 000 человек! Город жил этим финалом. Ведь до этого мы становились чемпионами в Архангельске, Москве, Хабаровске и Иркутске, но никогда прежде дома. Поэтому сегодня на трибунах многие плакали.
КОГДА НЕТ БЕЗРАЗЛИЧИЯ — ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
— «Енисей» проделал в своем роде уникальный путь к вершине — чтобы стать чемпионом, команде нужно было обыгрывать двух действующих чемпионов — «СКА-Нефтяник» и «Динамо»…
— Финал — это всего один матч, но за ним стоит очень большой путь. Все это пошло еще с прошлого сезона, когда вылилось столько критики в адрес руководства и игроков… В такой ситуации ты либо ломаешься, либо, наоборот, становишься сильнее.
Мы все обсуждали и анализировали внутри. Любая большая победа — это успех всего клуба и выстроенной системы. Команда на льду — это только вершина большого айсберга. Условно говоря, он начинается от бабушек от подъезда, которые переживают за «Енисей» (улыбается). Когда нет безразличных людей — тогда все получается.
Есть ребята, которые пришли в клуб только прошлым летом, а есть те, кто прошео этот путь с самого начала. После финального свистка мы с Алмазом (прим.ред. — Миргазовым) сказали друг другу: «Как мы долго к этому шли!». Шли через поражения, разочарования, конфликтные ситуации — да все было! Только единицы видят, как мы тренируемся, готовимся и общаемся. Но раз мы выиграли, значит, все сделали правильно. Сейчас я горд за «Енисей» и за то, как все выстроено в Красноярске, начиная с хоккейной школы. Безусловно, в этом огромная заслуга Сергея Ивановича (прим.ред. — Ломанова). Мы — единый организм, и это очень круто!
— Что сказал отец после победы?
— Что ему жаль, что я не забил свой момент в концовке, когда попал в штангу. Он всегда очень сдержан (смеется). Может быть, только когда я закончу и мы сядем друг напротив друга, он скажет, что я — молодец. Он сейчас уже смотрит на внука: «Вроде ничего, есть задатки». И я думаю: ну если папа говорит, значит, мы на правильному пути (улыбается).
— Что сейчас Сергею Ломанову хочется больше всего?
— (После паузы) Кайфовать от этого момента. Это было невероятное напряжение, и я счастлив, что все завершилось именно так. Поэтому хочется просто наслаждаться поздравлениями и обнять всех, кто был рядом.