Главный тренер «Енисея» о победе в Чемпионате России, ключевых моментах сезона и заряженных «батарейках» — в интервью пресс-службе Федерации хоккея с мячом России.
…Уже в добавленное время нелепая ошибка бело-голубых у борта приводит к забегу Миргазова, которому бы позавидовал сам Усэйн Болт: Алмаз отправляет мяч в сетку, а следом, швыряя клюшку на лед, сам отправляется в объятия скамейки. Скамейки, на которой после финального свистка, тихо присев в стороне, заплачет всегда нордически сдержанный наставник красноярцев Михаил Пашкин… Его отец — Андрей Юрьевич — приводил «Енисей» на вершину в 2014 и 2015 годах, и вот теперь, разнообразив и стабилизировав игру красноярцев, это сделал сын.
— Я горжусь моим отцом: он многое выиграл как игрок и как тренер, но самое интересное, что у нас с ним разные взгляды. И это круто! — отвечает наставник-чемпион на проведенные «параллели».
— Отец уже поздравил вас?
— Конечно. У меня на телефоне очень много поздравлений, но даже спустя час после финала еще не получилось ответить всем.
— Финал — это всегда верхушка айсберга. Что внизу?
— В полуфинальной серии прошлого сезона мы не смогли преодолеть московское «Динамо», но сделали серьезные выводы. Могли ли мы изменить что-то как команда и мог ли я изменить что-то как тренер? Во-первых, мы скорректировали ряд моментов, чтобы «Енисей» подошел к решающим матчам в этом году в другом физическом состоянии. Во-вторых, мы должны были сыграть в хоккей, который был бы неудобен сопернику.
Честно говоря, целый год та полуфинальная серия меня не отпускала и сидела в голове. Теперь для нас все сложилось идеально: это был даже не полуфинал, а финал. Финал двух достойных соперников, которые своей игрой на протяжении всего сезона заслужили право встретиться в битве за титул. И наша победа — это сплошные эмоции и какой-то личный большой реванш. И, конечно, я очень рад за ребят!
— Что главным образом изменилось в «Енисее» за год?
— В этом сезоне нам удалось усилиться точечно и собрать чуть другую команду. Конечно, требовалось время, чтобы понять, в какой хоккей мы хотим играть. Где-то мы оставляли фирменный стиль «Енисея», но в ряде матчей нам нужно было перестраиваться и играть в другой хоккей, разнообразив наши действия — хоккей менее предсказуемый.
Этот сезон не мог быть простым: помимо 14 клубов в лиге все боролись с коронавирусом. Ты живешь и не знаешь, что произойдет с твоей командой в течение сезона: ты мог переболеть, а мог переболеть и заболеть снова… Если говорить о спортивной составляющей, то, чтобы стать чемпионом, нам нужно было обыграть сразу двух чемпионов — московское «Динамо» и хабаровский «СКА-Нефтяник». Это действительно уникальная ситуация. Я счастлив, что у нас это получилось.
— Было ли на стороне «Динамо» какое-то психологическое преимущество, учитывая прошлогоднюю полуфинальную серию и поражение в Кубке России в Ульяновске?
— Нет, мы были психологически устойчивы и готовы к финалу с «Динамо». Мы знали, что с нашими игроками будут действовать персонально, и понимали, что нужно сделать, чтобы сыграть в наш хоккей. Даже когда соперник пытается выключить твоих лидеров.
Весь сезон я говорил, что «Енисей» стремится к идеальному матчу, и я считаю, что в финале мы его сыграли. В плане обороны мы пропустили два гола со «стандартов», не допуская соперника до ворот и не позволив забить ему «с игры». Чтобы сделать это, динамовцам нужно было забить идеальный гол. Если вспомнить полуфинальную серию с Хабаровском, то в Красноярске за два матча они тоже забили только 2 гола — с углового и с пенальти.
Так что, игра в обороне стала одним из ключевых элементов нашей победы. Все привыкли к тому, что «Енисей» — это только атака. Но мы искали баланс и знали: чтобы победить — нужно уметь обороняться. Важно было не терять мячи в неправильных зонах и распоряжаться этим мячом правильно. В финале нам это удалось и, считаю, мы заслуженно победили.
— На что еще делали тактические акценты в «час икс»?
— Во всех матчах, которые «Динамо» выиграло, они забивали первыми. Поведя в счете, им не нужно раскрываться, а командная оборона у них находится на высоком уровне. Чтобы не догонять, нам нужно было забивать первыми. И чем дольше мы вели в счете, тем меньше оставалось терпения у гостей. Они спешили в атаке, и преимущество было уже у нас. Если весь сезон ты играешь «по счету» — это одно «Динамо». А здесь мы создали для них максимально некомфортную ситуацию, в которой на первый план выходит мастерство защитников и «опорников»: насколько они будут справляться, когда у тебя нет передней «крышки». Ведь в обоих матчах, которые мы выиграли у Москвы в этом сезоне — матч регулярного чемпионата в Красноярске и сам финал — именно «Енисей» забивал первым.
— Объективно оба соперника подошли к финалу на багаже усталости. Что позволило все 90 минут «Енисею» выдержать темп?
— Хочу отметить работу нашего тренера по ОФП Марину Сальникову, которая отлично подготовила команду к плей-офф. Мы понимали, что находимся в хороших физических кондициях перед финалом — условно говоря, наша батарейка была заряжена. Этот момент позволил нам вести матч так, как мы хотели.
И, конечно, хочу от лица команды поблагодарить болельщиков, создавших невероятную атмосферу на стадионе. Если бы заступил за бортик — меня бы ударило током! При такой фантастической поддержке та самая «батарейка» не могла сесть.
— Сразу после финального свистка Михаил Пашкин, обычно нордически сдержанный и спокойный, заплакал. Это то самое напряжение и давление двух сезонов?
— Я очень верил в этих ребят и очень хотел, чтобы у них все получилось. Я видел и понимал, что «Енисей» реально может, наконец, выиграть чемпионский титул. Когда ты преодолеваешь разные этапы в течение сезона, который был далеко не гладким, команда становится ближе друг к другу.
Я осознавал с каким трудностями мы столкнемся в начале пути, имея четырех столь индивидуально сильных игроков — Сергея Ломанова, Алмаза Миргазова, Максима Ишкельдина и Адама Гильяма. Каждый из них очень любит быть с мячом и вести игру — это есть в каждом большом спортсмене. Но требовалось распределить мяч так грамотно, чтобы играли все, а не 2 или 4 игрока. Вся команда! Так к концу сезона в «Енисее» лидерами были все.
— Вы мечтали когда-нибудь, что приведете «Енисей» в качестве главного тренера к чемпионскому титулу?
— Да. Этот клуб близок моему сердцу: здесь я родился, здесь играл мой отец, здесь играл я сам. Постепенно появилась мечта выиграть с командой как тренер. Но чтобы покорить эту вершину, была проделана колоссальная работа. Всей командой.
— В чем Михаил Пашкин изменился за эти два сезона в России?
— Хороший вопрос. (После паузы) Абсолютно точно — в понимании. Очень важно было понять, что это за чемпионат. Потому, что российский и шведский — это две абсолютно разных истории. Здесь вообще нет ничего схожего!
Если вынести за скобки спорт, то я понял, насколько важно терпеть и верить в себя и в свой взгляд на хоккей. Маленькими шагами, но идти к своей идее. Неважно, где я буду работать в будущем, я всегда буду стремиться побеждать и отдавать команде всё для победы. И верить и в ребят, и в себя.
Фото Олега Сидорова.