Председатель Тренерского совета Федерации хоккея с мячом России, спортивный директор московского «Динамо» и заслуженный тренер СССР Владимир Янко о финале Кубка России в Иркутске и будущем бело-голубых — в интервью пресс-службе ФХМР.
— Владимир Владимирович, ожидали такого сложного финала для «Динамо»?
— На мой взгляд, все равно было видно, что московское «Динамо» посильнее — просто свое преимущество нужно уметь реализовывать. В команде собраны ребята из разных клубов с разной философией понимания хоккея, и нам нужно прийти к общему знаменателю: начиная от тренеров и заканчивая хоккеистами. Иначе у нас ничего не получится — ни в клубе, ни в национальной сборной. А ответственность перед сборной и перед «Динамо» очень велика. В этом направлении нужно продолжать работать дальше. Потому, что здесь речь идет не о физике или тактике — дело в понимании хоккея.
— В чем, на Ваш взгляд, причины столь неудачного начала финала для москвичей?
— «Водник» силен на данный момент тем, что реально использует свои возможности. Они прекрасно понимают, что у них есть коллективная оборона, а впереди — игрок экстра-класса Женя Дергаев. Он проявляет себя последнее время как настоящий мастер, но этого недостаточно. Да, Женя забил гол-два, где-то вывел партнера, но уровень подбора игроков в «Динамо» на сегодня куда выше. Другое дело, как наша команда эти возможности использует. Например, кто-то скажет, что хорошо, а я — что не очень. Пусть на меня обижаются, но мы еще далеки от той совершенной динамовской игры, в которую в свое время в клубе играл тот же наш главный тренер. Уверен, что нам всем — от руководителей «Динамо» до болельщиков — хотелось, чтобы мы скорее ее вернули.
— И все-таки, несмотря на 0:2 и 2:4 по ходу финала, у вас не екало сердце?
— Не очень (улыбается). Я все-таки думал, что «Динамо» переломит ситуацию, потому что видел, что у «Водника» не хватает мощи, чтобы нас просто смять. К десятой минуте второго тайма они были на пределе и явно «подсели». То, что архангелогородцы где-то ошибутся, было делом времени. Одна-две ошибки — и счет уже равный, а дальше «Водник» уже совсем «погас». Акклиматизация — такая вещь, которая не изучена до конца до сих пор. Может быть, нас она накрыла позавчера, а соперника — в день финала. И если хоть один из моих коллег скажет, что все понял в плане акклиматизации — не верьте. Это очень сложная и непредсказуемая вещь.
— В одном из интервью после полуфинала с «Енисеем» вы сказали, что команды не впечатлили движением, словно «действовали не в начале сезона, а в его конце»…
— Да и «Кузбасс» на удивление в Иркутске выглядел не блестяще, что меня лично удивило. Если мы сейчас копнем немного глубже и представим, что в середине октября нам по традиции предстоит Кубок мира, то все наши ведущие команды с такой игрой могли бы не выйти из группы! А это — показатель. Со мной могут не согласиться ни тренеры «Кузбасса», ни «Енисея», но я говорю то, что вижу. Что это означает? То, что что-то в своей подготовке мы делаем неправильно, уже имея такие прекрасные катки и возможность тренироваться круглый год. Вполне возможно, что это дело поправимое, но я еще раз повторюсь: если бы в этом году проводился бы Кубок мира, мы бы увидели не самую радужную картину.
— «Пауза» в Кубке мира из-за пандемии коронавируса больно бьет по нашему виду спорта?
— Безусловно. В первую очередь, игроки растут в клубах, и общаясь и играя между собой, мы обогащаем друг друга. А сейчас шведы, финны и мы варимся в собственном соку. Я всегда говорил и говорю, что Кубок мира — это показатель твоего развития на данный момент. Уверен, что грамотные тренеры из увиденного сделали бы правильные выводы.
— С точки зрения качества и зрелищности финал Кубка России удался?
— Смотря как посмотреть. У меня есть друг, с которым мы ходим на футбол, и он меня постоянно спрашивает: «Владимирыч, неужели ты опять недоволен?». А я его в ответ спрашиваю: «Юлий Борисыч, а что здесь может нравиться?» (Смеется). Но ведь я не могу смотреть как любитель и простой болельщик — я всегда смотрю футбол и хоккей с точки зрения профессионального тренера. Безусловно, есть моменты, которыми стоит восхищаться. А если их нет? Мне интересно увидеть то, что можно потом взять в свой вид спорта и реализовать. Так что, болельщикам финал, наверное, понравился и должен был понравиться. А мы, тренеры, сделали свои выводы.
— В какую сторону, по Вашему мнению, должно двигаться московское «Динамо»?
— Я очень хочу, чтобы мы не потеряли динамовскую школу игры. Это будет катастрофой! Пока я еще жив и мне доверяют, очень бы хотелось, чтобы на нас приходили не потому, что написано на афише, а посмотреть на красивую игру и настоящий русский хоккей. Не дай Бог нам сделать крен в сторону шведского хоккея! Безусловно, стоит учиться друг у друга: шведам у нас, а нам — в чем-то у них. Но потерять свою школу мы не имеем права.
Фото Павла Татарникова и Татьяны Глюк