Экс-наставник красноярского «Енисея» Михаил Пашкин об увиденном на «Финале четырех» Кубка России в Иркутске, прогрессе «Водника» и адаптации Алмаза Миргазова в московском «Динамо» — в интервью нашему сайту.
— Михаил, как оцените «Финал четырех» Кубка России, за которым следили вживую?
— Во-первых, хотелось бы поблагодарить Иркутск и компанию «Сервико», которые устроили хороший праздник русского хоккея. Весь турнир прошел на высочайшем уровне — в регионе теперь есть прекрасный крытый стадион, один из самых современных на данный момент не только в России, но и в мире. Если взять хоккейную составляющую, то для меня было очевидно, что все четыре финалиста приехали за Кубком и с просто огромным желанием победить.
В первом полуфинале была, в целом, равная борьба двух хороших соперников — «Енисей» был достоин выйти в финал ничуть не меньше, чем «Динамо». Красноярцы создали много моментов, но уровень реализации оказался выше у москвичей. За счет физики и движения, на мой взгляд, додавить соперника бело-голубые бы не смогли. Они играли на пределе, хотя это, уверен, были совсем не те скорости, на которых «Динамо» задумывало и хотело действовать изначально. В середине второго тайма «Енисей» здорово вернулся в игру, сравняв счет (3:3), а следом у Дмитрия Барбакова был реальный момент, но после отличной длинной передачи он обработал мяч совсем не так, как того требовала ситуация. Пожалуй, это был тот самый шанс «Енисея»: если ты хочешь играть в финале, такие моменты нужно реализовывать. А вот динамовцы, наоборот, свои шансы использовали: дважды забил Никита Иванов, огромную работу для которого проделал Алмаз Миргазов.
— Два сезона вы работали с Миргазовым в «Енисее». На Ваш взгляд, процесс адаптации в «Динамо» еще не завершен?
— Конечно, он еще идет. Для Алмаза матч против «Енисея» был очень сложным психологически. Когда ты играешь в одной команде много лет, а затем выходишь против нее — этот матч особенный. Нужно преодолеть в себе определенные моменты и эмоции. Но Алмаз с этим справился и забил три мяча, чем помог «Динамо» пройти вперед.
— Насколько изменился «Енисей» после вашего ухода?
— Безусловно, я слежу за клубом. Мне интересно, как они будут двигаться дальше. Сейчас, на мой взгляд, они вернулись к классическому стилю «Енисея»: больше прямых атак, больше и чаще давления на соперника. У Сергея Ивановича Ломанова есть свое видение и свой рисунок игры. Сейчас в команде много молодых талантливых игроков — те же Марат Шарипов, Игорь Середкин, Егор Щетинин. Им нужно время, чтобы в ближайшем будущем стать одними из лидеров команды. Все данные для этого у них есть.
— Удивило ли то, что во втором полуфинале скорости были куда выше?
— Для многих это стало неожиданностью. Считаю, что «Водник» контролировал весь матч, несмотря на то, что «Кузбасс» пытался догнать соперника. Кемеровчане не вошли в игру так, как хотели: первые 35 минут не было ни одного удара даже в сторону ворот «Водника». Да, у них были моменты в дальнейшем, но северяне сыграли очень грамотно и абсолютно заслуженно вышли в финал.
— То, что «Динамо» тоже не смогло войти в финальный матч так, как запланировало — заслуга «Водника»?
— Архангельск с первых минут начал так агрессивно и на таких скоростях, что за счет движения намного превзошел «Динамо» и по делу повел в два мяча. На мой взгляд, «Водник» на протяжении всего первого тайма был лучше в этих компонентах. После перерыва Москве нужно было серьезно добавлять, и они смогли развернуть игру за счет желания и характера. Да, «Динамо» завоевало Кубок, но качеством своей игры, не вдаваясь в детали, они вряд ли могут быть довольны. На мой взгляд, удовольствие от хоккея должны получать не только зрители, но и сами хоккеисты.
Отдельно отмечу, что в финале ни одна из команд так и не смогла завладеть инициативой на половине поля соперника: и «Динамо», и «Водник» играли в контратакующий хоккей.
— Чего, главным образом, не хватило «Воднику» во втором тайме?
— Для начала я скажу, что «Водник» в Иркутске был очень хорошо готов. Пожалуй, лучше всех из четырех финалистов. Видно, что большую работу с командой проделали тренерский штаб и Николай Борисович Емсенко. Но им явно не хватило длины скамейки: чтобы поддерживать тот темп, который они задавали сами, в матче такого уровня нужны равноценные замены. Хоккей «Водника» — энергозатратный, и стартовому составу нужна подпитка. Было видно, что и в финале, и в полуфинале они теряли инициативу в последние 20−25 минут. Но Архангельск — молодая команда, у которой огромный потенциал и уже сейчас они это всем продемонстрировали.
— Какой момент оказался ключевым в финале?
— Те самые 15 минут во втором тайме. Это был не отдельный гол, а целый отрезок. «Динамо» использовало в тот момент из пяти моментов — все пять. Когда ты за 15 минут забиваешь 5 мячей, то получаешь огромный психологический перевес.
— После ухода из АИКа вы посетили первый этап Кубка России в Кемерово, турнир в Ульяновске, сейчас — «Финал четырех» в Иркутск. Какие планы у вас на этот сезон?
— Продолжать следить за хоккеем и набираться опыта, просматривать команды и искать новые схемы и модели. Помимо российских турниров, мне удалось слетать в Швецию и посмотреть ряд матчей в Скандинавии. Когда ты все время находишься в клубе и когда ты смотришь со стороны — это две разные вещи. Это ничуть не менее полезно. Но не буду лукавить, я еще не настолько устал от работы, чтобы отдыхать. У меня есть огромное желание тренировать. Сейчас я просто хочу быть в хоккее, чтобы, когда придет новый вызов — быть к нему готовым.
— Тренировать в России или в Швеции?
— В первую очередь, в России. Я чувствую, что могу здесь многому научиться и поработать с множеством талантливых ребят.