Сегодня, 15 июля, День Рождения президента Международной федерации бенди (FIB) и Федерации хоккея с мячом России — заслуженного тренера страны и один из самых успешных топ-менеджеров отечественного спорта Борис Скрынник.
В русский хоккей уроженец Архангельска влюбился в родном городе, который в середине прошлого века жил двумя страстями — морем и оранжевым мячом.
— Хоккей с мячом заворожил меня. Не играть было невозможно! — вспоминает на страницах своей авторской книги «Мой оражевый мяч» Борис Иванович. — Нашими кумирами были Федор Ваенский, Борис Морозов, Дмитрий Курочкин, Теорий и Владимир Трушевы, Владимир и Леонид Марковы, Виталий Сандул, Вячеслав Малахов, Евгений Юшманов — те «водники», на которых мы стремились быть чуточку похожими.
Мечтой любого мальчишки было попасть на местный стадион «Динамо»: именно сюда в 14 лет и пришел будущий глава мирового хоккея с мячом к тренеру Евгению Линдосу. Именно динамовская и водниковская школы являлись в то время наиболее сильными в городе, хотя за «Спартак», к примеру, играла перспективная молодежь в лице Виталия Петровского и Георгия Канарейкина.
Ни касок, ни щитков, ни перчаток в то время не было, да и клюшки были большой роскошью.
— В начальный период моего увлечения хоккеем отец покупал мне клюшки львовского производства. Они были дорогими! Ради них в семейном бюджете приходилось чем-то жертвовать.
Настоящей мечтой было попасть в «Водник», и исполнив ее, Борис Скрынник успешно совмещал спорт с учебой и работой в Северном речном пароходстве. В 1969 году северяне под руководством Вадима Меньшикова выиграли Чемпионат СССР среди юниоров, а юный нападающий стал лучшим бомбардиром.
В начале 70-х годов «Водник» переживал смену поколений и яркий дебютант стал достаточно быстро известен в хоккейной среде.
— По воротам я бил очень оригинально, в своей неподражаемой манере: резко, с разворота. Знатоки утверждали, что «такой стиль выработался у Скрынника как следствие занятий теннисом, внедренным в практику тренировок „водников“ начальником команды Мультино». Доля истины в этом есть: моторика большого тенниса и удара крюком по мячу очень близки. Я сумел уловить и освоить это сходство, подобрав еще один ключ к воротам соперника.
Вскоре молодому форварду пришлось перейти в северодвинский «Север», а затем — в сыктывкарский «Строитель». Звали и в другие клубы, но все сложилось иначе.
— В Сыктывкаре я забил наибольшее количество мячей за свою карьеру и стал кумиром местных болельщиков, но меня уже внутренне подталкивало желание сделать что-то большее. Мне хотелось выстроить свой хоккейный мир, разрабатывая проект, создавая саму архитектуру и формируя социально-экономическую базу. Да, игра выглядела обещающе, но организационная работа была поставлена отвратительно. Крепкий корень хоккея с мячом рос на бесплодной почве, это было чревато последствиями.
Решив закончить с хоккеем в 1976 году, Борис Скрынник устроился на работу мастером в ПМК-15. А вот у «Водника» настали тяжелые времена: команда вылетела из Высшей лиги… Вернуться позвал Вадим Меньшиков, но в конце 80-ых «точка» игровой карьере все-таки была поставлена. Впрочем, вскоре генеральный директор Соломбалького ЛДК Альберт Дьяконов решил создать команду «Лесопильщик», а ее руководителем и играющим тренером сделать именно Бориса Ивановича.
Талантливых хоккеистов в Поромье было много, и «Лесопильщик» сформировался очень быстро, уверенно выйдя в Первую лигу и вскоре перейдя под крыло Архангельского целлюлозно-бумажного Комбината (АЦБК). Большую часть спортсменов перевели в новую команду под названием «Двина», а руководство команды сделало важные шаги по профессионализации хоккея с мячом на Севере. После работы в «Двине» Борис Скрынник вернулся в «Водник», взявший курс на обновление.
— Шаг за шагом я начал строить организационную работу в команде, создавать структуру вокруг нее, налаживать отношения со спортивными федерациями по всей стране, с армейскими клубами, с людьми, способными влиять на ход событий. В круг моей деятельности входило абсолютно все, что касалось «Водника»: от общей стратегии до быта игроков и разговора с каждым «по душам». Вопросы питания хоккеистов, контакты с директорами предприятий, проведение сборов, поиск финансов…
Главным тренером «Водника» стал давний друг и товарищ Виталий Петровский, и на второй год работы команде удалось вернуться в Высшую лигу. Главный клуб Поморья, в котором зазвучали имена Игоря Гапановича, Николая Яровича, Вячеслава Серова, Александра Зинкевича, Сергея Фирсова, Дмитрия Силинского, Андрея Стука и других, пробивался сквозь тернии, но настойчиво шел к вершине…
Оставаться на прежнем уровне организации было бессмысленно, и одним из первых шагов при поддержке тогдашнего главы администрации Архангельской области Павла Балакшина стало создание общественного фонда «Водник». А вскоре на должность главного тренера был приглашен Владимира Янко.
— Я знал Володю примерно с шестнадцати лет. Знал как игрока, который был значимой фигурой в «Динамо» и находился в тени более ярких игроков, но затем проявил себя главным образом как тренер. Знал как человека яркого, энергичного, тренера высокопрофессионального и неординарного. В чем-то неоднозначного, но — личность и, безусловно, — талант.
Расставшись на годы, мы вновь увиделись в Финляндии, где «Водник» находился на сборах и провел два спарринга с финской командой, которую и тренировал Янко. Финны выиграли оба матча, и я заметил, как Володя переживал: ему было больно видеть, как проигрывают россияне. Мы разговорились и мне удалось убедить его заняться работой с нами. Да он и сам интуитивно почувствовал в «Воднике» потенциального лидера нашего вида спорта — команду, из которой можно сделать звезду мирового уровня, суперкоманду, способную на красивую и зрелищную игру. И его огромное влияние на становление «Водника» просто неоспоримо!
Идеально выстроенная клубная система позволила «Воднику» стать «базой» для мужской национальной сборной России и доминировать на российской и международной аренах долгие годы: желто-зеленые 9 раз становились чемпионами России, трижды завоевывали Кубок Европейских чемпионов и дважды — Кубок мира. А Архангельск дважды становился столицей чемпионатов мира — в 1999 и 2003 годах. Не будем забывать, что именно в столице Поморья в 1991 году появился первый в стране каток с искусственным льдом.
После переезда в Москву в 2005 году Борис Скрынник при поддержке председателя МГФСО «Динамо» Виктора Захарова получил возможность перенести свой богатый жизненный и профессиональный опыт в возрожденное столичное «Динамо», заняв пост вице-президента клуба.
А в феврале 2006 года был избран президентом Международной федерации бенди (FIB), в которой работает вот уже на протяжении более 15 лет.
В сентябре 2009 года возглавил Федерацию хоккея с мячом России, единогласно переизбираясь в дальнейшем в 2012, 2016 и 2020 годах на новый срок.
— Перефразируя известное выражение, я вывел формулу, объясняющую суть продвижения и развития хоккея с мячом: «У него есть лишь пять верных союзников: клуб, власть, пресса, спонсор и болельщик». Развитие хоккея с мячом в регионах зависит от суммы факторов: авторитета традиций, степени взаимодействия с властями, уровня местных команд, насыщенности спортивными объектами, от состояния экономики региона и, в конце концов, даже от его географического положения.
За эти годы отечественный хоккей с мячом значительно улучшил инфраструктуру, получив крытые стадионы в Хабаровске, Ульяновске, Иркутске, Красноярске и сразу два — в Кемерово. Кроме этого, Россия успешно провела 6 чемпионатов мира, а мужская национальная сборная стала на долгие годы сильнейшей на планете (7 побед с 2011 по 2019 год).
Именно с приходом Бориса Скрынника ФХМР заключила соглашение о сотрудничестве с Русской Православной Церковью, ежегодно организуя Турнир на призы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Красной площади и ряд турниров по хоккею с мячом на валенках с привлечением детей и подростков.
Член Президиума и сопредседатель Совета по национальным видам спорта Всемирного русского народного собора (ВРНС). Член Патриаршей комиссии по развитию физической культуры и спорта.
Награжден Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, Орденом Дружбы, Орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, а также Благодарностью Президента Российской Федерации.
Желаем Борису Ивановичу крепкого здоровья и долгих лет жизни, семейного благополучия и неиссякаемого энтузиазма, реализации новых инициатив и новых успехов!
Фото пресс-службы ФХМР.