Президент Международной федерции бенди (FIB) и Федерации хоккея с мячом России Борис Скрынник о ситуации на международной арене, возвращении «русского хоккея» и перспективах развития вида спорта в южных регионах — в интервью изданию «Аргументы недели».
— Борис Иванович, что сейчас происходит на международной спортивной арене? Многие переживают, что Россия вообще не будет принимать участие в соревнованиях с другими странами.
— Как президент ФИБ — международной организации, в которую входят почти 30 стран — я чувствую определенное давление. Некоторые негативные моменты очень мешают нашему виду спорта, старейшему и уважаемому во многих странах, где бывают холода, где есть искусственный лед. С каждым днем давление усиливается. Российские команды практически отключены от международных соревнований. Даже сборная Казахстана вынуждена была отказаться от игр с Россией. Если, например, в футболе, вероятно, и могут обойтись без участия России, то в нашем виде спорта международные турниры без нашей команды неинтересны.
— Получается, без России чемпион мира известен заранее — это Швеция?
— Естественно. Но они даже этого не проводят. Разве что в каком-то камерном варианте будут проходить какие-то соревнования. Россия оказывала и оказывает огромное влияние на развитие хоккея с мячом. Мы поддерживали и привлекали к участию малые страны. Благодаря возможности строить крытые стадионы география стала расширяться. А удастся ли теперь удержать это все на прежнем уровне, сохранить интерес? Вопрос открытый, поэтому проблем у нашего вида спорта сейчас очень много.
— Есть безусловные мировые лидеры — Россия, Швеция. Кроме этого, в «пятерке» сильнейших также Финляндия, Норвегия, Казахстан. А у кого из так называемых малых стран — европейских, азиатских — тоже есть перспективные команды?
— Не одно десятилетие активно участвуют Венгрия и Голландия. В 2019 году дебютировала на чемпионатах мира Великобритания. Кроме этого, есть определенные перспективы и у южноамериканских стран. Желающих присоединиться на самом деле много, но, повторюсь, сейчас будет куда сложнее, потому что активную поддержку в развитии многим оказывала именно Россия.
— Существует два названия: русский хоккей и бенди. Как все-таки правильно?
— Бенди — это иностранное название, принятое в международном общении. А в России всегда говорили «русский хоккей». И мы вернули это название. Мы единственный вид спорта, который патронирует Русская Православная церковь. Президент России Владимир Владимирович Путин после одного из чемпионатов мира сказал, что вид спорта с таким красивым названием надо обязательно поддерживать. Конечно, мы этим гордимся.
— Какие города в нашей стране стали признанными центрами русского хоккея?
— Хабаровск, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Архангельск, Ульяновск, Новосибирск, Мурманск, Казань, Красногорск, Киров. Там, где народ любит традиции, где региональные лидеры понимают важность сохранения своих корней — в этих городах русский хоккей остается одним из самых посещаемых. На данный момент в России мы — третий по популярности вид спорта.
— После футбола и хоккея?
— По-моему, сначала идет хоккей. Потом футбол, а мы где-то от него недалеко. Несколько лет назад по поручению МОК группа аналитиков из Норвегии провела исследование и установила, что среди всех зимних видов спорта в мире хоккей с мячом на втором месте. По количеству болельщиков, проводимых турниров, самих спортсменов. Даже среди южных стран!
Если говорить о России, то в Иркутске, Архангельске или Красноярске, несмотря на мороз, люди готовы по два часа наблюдать за игрой: по 20 тысяч зрителей собираются! Взгляните на исторические фотографии — люди чуть ли не на деревьях висят. Русский хоккей можно поистине назвать социальным видом спорта. Для многих регионов он системообразующий. Молодежь видит, как благодаря этому виду спорта становятся настоящими мужчинами, защитниками Родины.
— Сегодня многие виды спорта развиваются среди женщин. В русском хоккее есть такая тенденция?
— Раньше было много женских команд, но потом стали все больше внимания уделять хоккею с шайбой и во многом из-за больших финансовых возможностей многие спортсменки сменили мяч на шайбу. Однако мы в Федерации хоккея с мячом России сегодня уделяем большое внимание и женскому направлению, регулярно проводя чемпионаты и Кубки России. Причем соревнования проходят не только среди женщин, но и среди девушек и девочек.
— Такие виды спорта, как хоккей с мячом, очень зависимы от поддержки местных властей. Кого из губернаторов, мэров крупных городов Вы могли бы выделить? Кто наиболее заинтересован и помогает в развитии?
— Московское «Динамо» полностью спонсируется из личных средств и держится на энтузиазме больших любителей этого вида спорта: отмечу Николая Барышникова, президента динамовцев. Также мы чувствуем поддержку в Хабаровском крае, в Архангельске, Иркутске, Красноярске. В Кемерово летом 2021 года ввели в эксплуатацию великолепный крытый стадион, аналогов которого нет в мире по нашему виду спорта. Сегодня мы видим заинтересованность в Чечне, все инициативы Главы которой — Рамзана Кадырова — я лично поддерживаю. Очень надеемся, что и южные регионы России будут вскоре с удовольствием заниматься русским хоккеем.
— В России, особенно в маленьких городах, дефицит крытых катков. В русский хоккей чаще всего играют под открытым небом, но все же, вероятно, если бы не было вот таких сдерживающих факторов, то и занимающихся спортом стало гораздо больше?
— Это вопрос к региональным лидерам, которые могли бы построить больше крытых площадок, это не так дорого стоит. Также считаю неправильным, что там, где девять месяцев в году холод, вовсю пытаются развивать футбол, теннис или что-то подобное. Эти деньги можно было бы использовать на других направлениях, которые больше соответствуют климату и нашей истории. Если об этом задуматься, проблем не будет.