Обладатель Кубка Гагарина 2023/24, нападающий «Магнитки» Александр Петунин о приезде в родной Екатеринбург, советах отца и «наследии» русского хоккея в своей карьере — в эксклюзивном интервью пресс-службе Федерации хоккея с мячом России.
— Александр, с триумфальном победой Вас в КХЛ! 21 мая вы привезли Кубок Гагарина в родной Екатеринбург. Какие эмоции и чувства испытали в этот день в родном городе?
— Спасибо за поздравление! Без преувеличения скажу, что я, как и любой спортсмен, всегда мечтал об этом. Первый кубок, получилось, я привозил домой еще в 2017-м году после победы в ВХЛ в составе «Динамо» из Балашихи. Здорово, что есть такая традиция — день с трофеем в родном городе: удалось привезти Кубок Гагарина в СДЮСШОР-18, где в детстве я играл в хоккей с мячом и хоккей на траве. Пришло очень много детишек, а такие встречи, безусловно, популяризируют хоккей и спорт в целом. Приятно было приехать в свой родной район, где собрались родственники: отец и дядя, которые тоже играли в бенди. А затем кубок отправился в хоккейную школу «Спартаковец», откуда, по сути, я и перебрался в 15 лет в Москву.
— Ваш отец — Павел Петунин — профессионально и успешно играл в хоккей с мячом, становился чемпионом мира среди юниоров. Как он поздравил вас 24 апреля после победы в Ярославле?
— Так получилось, что родители после третьей игры приняли решение поехать в Ярославль, чтобы быть на решающем матче рядом на трибунах. В Екатеринбурге отец регулярно ходит на домашние матчи «Автомобилиста», а в нынешнем плей-офф они на несколько матчей выбирались в Магнитогорск. И здесь решили рвануть прямо на машине! Поэтому сразу после долгожданной победы все семья — отец, мама и сестра — поздравили меня не по телефону, а вживую. Было очень приятно!
— Петунин-старший выигрывал Чемпионат России по хоккею с мячом в 1994 году, выступая за «СКА-Зенит». Делился ли отец какими-то советами или секретами той победы?
— Помню, он рассказывал, что ту финальную серию провел с серьезной травмой: играл, как говорится, «на одном» плече. Но, несмотря на это, в решающем третьем матче в Екатеринбурге против «Сибсельмаша» даже забил гол, а команда победила 2:0. В том чемпионском сезоне, кстати, отец выступал за клуб вместе с моим двоюродным дядей Игорем Стафеевым. Они прошли путь к тем золотым медалям вместе — вместе играли в юниорской и молодежной сборных. Другой мой дядя — Андрей Пермяков, кстати, тоже отыграл 6 сезонов за свердловский СКА, становился бронзовым призером Чемпионата СССР 1990 года, а чуть ранее — чемпионом мира среди юношей.
Когда я сам гонял в русский хоккей, отец, конечно же, давал много советов: «Бери мяч, кати сам и бей» (улыбается). Он и сейчас сам поигрывает за ветеранов в составе «Химмаша», но теперь его советы больше касаются не самого хоккея — все-таки специфика мяча и шайбы серьезно различается.
— Вы не раз в интервью рассказывали, что играли в хоккей с мячом практически до переезда в Москву — до 15 лет. Кто привел вас в секцию?
— В 5 лет родители отдали меня в хоккей с шайбой. В то время папа играл в казанской «Ракете» вместе с Сергеем Топычкановым: его сын 1990 года рождения занимался в секции у тренера, который как раз набирал ребят 97-го. Так, по его совету, я и оказался, у Юрия Васильевича Фёдорова в «Спартаковце». А когда исполнилось семь, я пошел еще и в СДЮСШОР-18: так долгое время занимался сразу тремя видами спорта — хоккеем с шайбой, хоккеем с мячом на льду и на траве.
— Чем запомнилось это время?
— Тем, что каждые выходные я фактически жил на стадионе: утром могла быть игра по хоккею с шайбой, а потом — еще две по хоккею с мячом. Декабрь и январь, пока был хороший лед, дома меня не видели (улыбается). Играл за команды по своему 97-му году и за ребят постарше. Помню, лет в 13−14 у нас были зональные соревнования по «Плетеному мячу», но со своей командой в финал не прошли. Я играл в полузащите, и меня позвали за Карпинск, но в последний момент что-то не срослось.
— Рассматривали ли вы когда-нибудь карьеру хоккеиста с мячом или мысли были только о шайбе?
— Оборачиваясь назад, наверное, решающую роль сыграла инфраструктура, а точнее, ее отсутствие у хоккея с мячом в Екатеринбурге: лед у нас был только зимой, не хватало ни игровой практики, ни серьезных сборов. И поэтому я сосредоточился на шайбе, сделав в ее пользу со временем окончательный выбор.
Но русскому хоккею скажу «спасибо» за то, что он дал мне многое в катании. Хотя даже сейчас, приезжая в отпуск, когда мы катаемся с отцом и дядьками, я чувствую, что они катят лучше меня (смеется). Мы же в шайбе куда чаще тормозим и маневрируем, а «русачи», что называется, «на прокате». Плюс сейчас мне серьезно помогает навык игры с лету, элементов которой в хоккее с мячом достаточно много: получается неплохо ловить шайбу и вовремя ее подправлять.
— Символично, что между золотой медалью отца и вашим Кубком Гагарина прошло ровно 30 лет — 1994 и 2024 год…
— Как раз вчера папа скинул мне вашу новость про 30-летие: мол, сын, ты снова прославил меня и обо мне многие вспомнили (улыбается). Сами они с дядькой даже посмеялись! Никто, кроме вас, наверное, не считал цифры и не думал про круглую дату и преемственность поколений, но получилось действительно символично!