Заслуженный тренер России Сергей Ломанов-старший об итогах мемориала М. Лещинского и В. Першина и психологии юных хоккеистов — в интервью официальному сайту «Енисея».
Беседуя о детском хоккее, вице-президент красноярского клуба подчеркнул, что только толчком, последней каплей для его размышлений, замечаний по поводу развития детского хоккея в России стали игры турнира памяти хоккеистов «Енисея» Михаила Лещинского и Василия Першина, однако само желание высказать некоторые свои идеи на эту тему крепло у него уже года два.
— Что меня постоянно разочаровывает, как тренера команды Суперлиги, так это то, что в детских турнирах, ребята в большинстве своем совсем слабо катаются на коньках. — начал разговор Сергей Иванович. — А это тот элемент, который всегда был базой, на которой строился, развивался и побеждал русский хоккей. На мой взгляд, нынешним ребятам, в силу изменившегося уклада жизни, не хватает больших объемов катания, чем отличалось наше поколение юных хоккеистов или даже детские годы многих нынешних звезд хоккея с мячом.
Конечно, можно говорить о том, что надо расширять материальную базу детских спортивных школ, строить больше крытых катков, чтобы времени на льду мальчишки проводили больше и независимо от того, какая погода на дворе. Однако, убежден в этом, тренеры в любом случае обязаны уделять катанию хоккеистов гораздо больше внимания. Да, я видел, что есть хорошие ребята у нас в Красноярске, в новосибирских командах, но средний уровень коньковой техники остальных игроков надо повышать во всех командах без исключения.
Также надо больше внимания уделять хоккейному образованию юных хоккеистов — как в техническом, так и в тактическом отношении. Например, игроки «Сибсельмаша» показали, что и в 10 лет можно научиться грамотно начинать атаку «снизу» — от своих ворот. Начинать организованно, когда каждый игрок знает, что ему надо делать, куда двигаться, кому передавать мяч. Вот этим и надо остальным тренерам заниматься. Но большинство игроков команд на прошедшем турнире старались выбить или вбросить побыстрее мяч вперед — к чужим воротам. А там — как получится. Техника передач и приема мяча у мальчиков еще слабые, и потому им приходилось много сил и времени затем тратить на то, чтобы мяч себе вернуть. А с мячом надо уметь дружить и дорожить. Иначе, набегавшись за ним, трудно будет хорошо и правильно начать свои атакующие действия.
Хочется также сказать о том, что нельзя, на мой взгляд, в детских турнирах победителя определять с помощью послематчевых пенальти. Те люди, кто составляют регламент соревнований, должны понимать, что у ребят в этом возрасте еще не поставлен удар, что ворота маленькие и забить гол в них гораздо труднее. Но и это не главное. Та ответственность за судьбу команды, которая ложится на плечи мальчика 10−12 лет, может обернуться для ребенка настоящей трагедией.
Например, пробивали пенальти «Енисей-2003» с «Сибсельмашем» и наш мальчик не забил последний штрафной. Он упал и несколько минут не поднимался со льда. С трудом партнерам удалось его увести с поля. А если в такой ситуации игроки команды — дети ведь порой бывают жестокими — начнут потом напоминать о промахе, дразнить? Или тренер сгоряча бросит ему обидные слова? Кстати, достаться пареньку может и дома: не каждый родитель может правильно повести себя в такой ситуации. После незабитого пенальти рубец в детской душе может остаться на всю жизнь. Да и вообще мальчик может бросить хоккей.
Конечно, есть позиция тренеров или оргработников спорта, будто закалять детей психологически надо чем раньше — тем лучше. Мне кажется, от такого подхода мы больше теряем, чем приобретаем. Играли ведь даже чемпионаты Европы, мира по футболу в свое время до «золотого» гола. Да, уровень команд там другой, забить мяч неимоверно сложно, поэтому этот вариант не прижился. Но дети-то в хоккее с мячом забивают гораздо чаще, да и играют в мини-хоккей не на все поле. Так что «лишние» 5−7 минут обычной игры «до гола» им не повредит, да и определение победителей получится более спортивным — это, во-первых. А во-вторых, ответственность за возможную неудачу будет делиться уже на всю команду, а не на одного игрока. Кстати, почему на одного? Ведь дети-вратари испытывают даже больший психологический стресс, чем бьющие игроки — их «расстреливают» по нескольку раз!
В общем, я категорически против того, чтобы мы ломали психику наших хоккеистов в 10−12 летнем возрасте. Пробитие пенальти, противостояние вратарей бьющему пенальти игроку — это слишком большой психологический груз, не каждый ребенок может с ним справиться. Пусть лучше еще пяток минут поиграют. От спорта, от хоккея дети должны получать радость! Особенно на первых порах, пока они не подрастут, пока не овладеют основательно азами хоккея.