Старейшая хоккейная газета США «Let'splayHockey», которая издается с 1972 года и рассчитана на широкий круг читателей — от упертых фанатов НХЛ до начинающих хоккеистов, опубликовала статью Алисы Холленбек о капитане национальной сборной России и лидере «Енисея».
«Сергей Ломанов-младший — величайший в мире игрок бенди» — именно так называется материал, в котором автор рассказывает о династии Ломановых — отце и сыне, представляет американским читателям русский хоккей как увлекательный вид спорта, а также показывает пользу от игры в мяч для тех, кто играет в хоккей с шайбой.
В статье приведены цитаты из интервью, взятом Алисой Холленбек у Сергея Ломанова-младшего, а также, например, такое высказывание легенды американской национальной команды бенди Криса Миддлбрука, который не раз видел в деле и отца, и сына Ломановых. «Сергей-младший обладает самым изумительным катанием, какое я когда-либо видел, — охарактеризовал игрока „Енисея“ Крис. — Его пытаются остановить порой сразу пять-шесть игроков команды соперника, а он продолжает владеть мячом и атаковать. Это почти сверхчеловеческое искусство. Ничего подобного я не видел в бенди даже в исполнении его отца».
Но все же после прочтение статьи, которая вызвала оживленные комментарии на сайте газеты, остается ощущение, что много интересного из интервью Сергея Ломанова газете осталось за «кадром». Поэтому пресс-служба ХК «Енисей» начала разговор с Сергеем Сергеевичем Ломановым с тем, затронутых в материале Алисы Холленбек.
— Сергей, в статье сделан упор на Вашем умении кататься на коньках и на трудолюбии, целеустремленности, проявляемых Вами с самого детства. Невольно приходишь к мысли, что своими нынешними успехами Вы в равной степени обязаны и таланту, и труду — своему и Вашего отца. Это действительно так?
— (улыбаясь) Нельзя отрицать того, что гены сказали свое слово, и я унаследовал от своего папы многие ценные качества. И все же думаю, что все люди талантливы в чем-либо, но, важно, чтобы они смогли раскрыть свою одаренность в правильной сфере. Поскольку папа у меня играл в хоккей с мячом и играл очень хорошо, он хотел, чтобы я пошел по его стопам. И попал в точку. Тот талант, который у меня был заложен к этому виду спорта, папа во мне раскрыл в полной мере. Сказалось и его упорство в стремлении, чтобы я стал успешным хоккеистом. Я этой целью тоже загорелся и просто жил хоккеем. Жертвовал всем тем, что могло бы отвлечь от достижения цели. Везде в жизни и во всех видах спорта так и есть, если ты хочешь достичь большого результата, то нужно жить своим делом, своим увлечением. Я, естественно, жил хоккеем с мячом и впитывал все то, что папа мне показывал или рассказывал о великих хоккеистах, спортсменах. Я знал с детства историю команды «Енисей» и всегда мечтал играть именно в этом клубе. Папа в Швеции все свое свободное время посвящал мне, моему воспитанию. Катался я там по 5−6 часов в день. Всегда мечтал выйти на лед в форме «Енисея» и отстаивать честь клуба, фамилии. И конечно — труд, труд, труд и катание, катание и снова катание. А еще — футбол, теннис, футбольный теннис для того, чтобы координация движений была, чтобы с любым мячом мог «разговаривать» на ты. С клюшкой очень много занимался, старался повторить все приемы, трюки, что папа мне показывал или я у него подсмотрел в игре. Мне очень повезло, что он всегда был рядом со мной: папа меня поправлял, и направлял. А я был очень (улыбается) целеустремленным и работоспособным. В этом смысле папе тоже со мной повезло.
— Вы с уверенностью говорите в интервью американскому изданию о той пользе, которую может принести игрокам в канадский хоккей, как говорили раньше, игра в хоккей русский, и ссылаетесь на успехи в НХЛ Александра Семина. Быть может, и канадский хоккей может что-то дать игроку в хоккей с мячом? Что на этот счет говорит Вам личный опыт, ведь Вы и сами не прочь поиграть в хоккей с шайбой?
— Раньше как-то заведено было, что мальчишки играли во все подряд и часто переходили из хоккея с мячом в «шайбу» и наоборот. Думаю, что занятия любым видом спорта может обогатить спортсмена в его основном виде. А если мы сравним такие близкие виды, как хоккей с мячом и хоккей с шайбой, то в нашем виде совсем другое катание. Игрок в «мяч» при катании больше балансирует на одном коньке и у нас более широкий шаг. У «шайбистов» игра построена на коротких, но быстрых ускорениях: старт — стоп, снова старт — стоп. Да и контактная борьба выработала у них несколько иную технику катания. В то же время мы можем поучиться у игроков в «шайбу» тому, как делать на льду развороты-«улитки», другие маневры. И, хотя у нас лезвия коньков длиннее и имеют другую геометрию, я, например, все равно старался приспособить эти приемы «под себя» и использую их в игре. Помню, когда был маленьким, всегда следил за звездами хоккея с шайбой — Грецки, Лемье, Федоровым, Буре, Коффи! Вспомните, как они прекрасно катались. Но то изящество — то есть высочайшую технику и координацию при беге на коньках, что имеется в хоккее с мячом, можно, в свою очередь, взять у нас и «шайбистам», когда они, например, катят по свободному льду. И посмотрите, все те, кто в «шайбе» выделяются своей игрой, они, прежде всего, отлично катаются на коньках. Мне самому навыки игры в хоккей с шайбой помогают крепче держать клюшку при силовой обводке, продавить защитника или правильно поставить корпус, чтобы укрыть мяч или даже уйти от силового приема. «Шайба» помогла освоить быстрый кистевой бросок из-под защитника, ведь времени на замах для удара на «пятачке» перед воротами тебе не дают. Многое можно брать из «шайбы» и переносить, приспособив под себя, в хоккей с мячом. Скажу, быть может, крамольную вещь, но, на мой взгляд, детям от 7 до 12−14 лет полезно поиграть и в «мяч», и в «шайбу». Они и времени на коньках будут больше проводить, и быстрее разберутся в том, в каком хоккее у них лучше перспективы. Или, может быть, нашим детским тренерам проводить иногда совместные с «шайбистами» тренировки, матчи. Это будет и интересно, и познавательно для ребятишек, обогатит их технический арсенал, расширит спортивный кругозор. Кстати, Саша Семин в детстве очень хорошо в хоккей с мячом играл и выделялся среди сверстников 13−14 лет катанием и игровым мышлением. Мы с ним общаемся, и Саша очень хорошо отзывается о времени, когда он играл в русский хоккей.
— Вы не раз выступали в одной команде с игроками в хоккей с шайбой, например, с ветеранами красноярского «Сокола». Как себя чувствуете, когда находитесь на льду не в своей «тарелке»?
— Нормально. Если ты выходишь на «коробку» не просто побегать со всеми от бортика к бортику, а поиграть, то ты всегда анализируешь игру. Следовательно, ты правильно выбираешь позицию, решения по ходу того или иного игрового эпизода. Зачем, например, бросаться на игрока, который сам по себе пока угрозы не представляет — лучше закрыть того, кто реально будет опасен, если получит пас. Так же и в хоккее с мячом. Игровое мышление, «чтение» игры для хоккеистов очень важный фактор успеха. Цейтнот, плотность игры, конечно, в «шайбе» пожестче. Быстрее надо принимать решения: чуть зазеваешься — тебя или к бортику припечатают или в корпус тебе въедут. Но навыки игры на «коробке» у игроков в русский хоккей есть, поскольку перед сезоном в ринк-бенди постоянно играем, однако приближаем правила игры и свою тактику к хоккею с мячом на большом льду.
— Вы ощущаете интерес зарубежных СМИ к русскому хоккею или обычно интерес этот ограничивается просьбой прокомментировать конкретный матч?
— Если общаешься с журналистами в Швеции, то многие из них владеют информацией и интересуются российским хоккеем. Кстати, неожиданным и приятным был интерес американского издания «Let'sPlayHockey». По всему видно, что в США действительно есть люди, которые стремятся развивать хоккей с мячом и стремятся популяризировать бенди в своей стране по мере возможностей. Журналисты издания следят и за российским хоккеем с мячом и за матчами Элитсерии Швеции. Кроме того я общаюсь с игроками сборной США и Канады по хоккею с мячом. Им интересно то, как мы тренируемся, как готовимся к сезону. Не раз они говорили о том, что хотели бы потренироваться вместе с нами. Но бенди, скажем, в Штатах не имеет государственной поддержки или хороших спонсоров, поэтому даже на чемпионаты мира игроки, как правило, приезжают за свой счет. В Швеции и в шведской прессе бенди уделяется большое внимание. В шведских СМИ можно ознакомиться не только с репортажами, обзорами матчей игрового дня, но много предлагается аналитических материалов о хоккее, интервью с игроками, специалистами. Бывая в Швеции, остро ощущаешь системный подход к развитию бенди. В стране организуется много семинаров для тренеров взрослых, юношеских, детских команд. На семинары приглашаются звезды шведского хоккея, ведущие тренеры. У нас такого системного подхода пока нет. Такое ощущение, что все специалисты закрылись друг от друга. Не востребован опыт людей, которые очень многое сделали для русского хоккея и многое могли бы вложить в него и в дальнейшем. Потому, быть может, у нас в России нет такого развития нашего вида спорт: все как-то по шаблону, по инерции идет, как идет. В советское время, рассказывают, обмен опытом в стране был налажен очень хорошо, и это помогало двигаться вперед, находить новые идеи. В Швеции также организуется много учебно-тренировочных лагерей для игроков разных возрастов и тренеров. Во время летних предсезонных сборов к нам часто приходят на тренировки и шведские журналисты, и шведские тренеры. Наблюдают за занятиями, расспрашивают нас о «секретах». Приезжает также очень много ребятишек из тренировочных лагерей. Смотрят наши занятия на льду, фотографируются с игроками, сувениры выпрашивают. Интерес к нам шведы проявляют даже через интернет — в дело идет все.
— Самое интересное или необычное из того, что связано из Вашего общения с прессой — за рубежом или в России?
— Когда мне было 22 или 23 года, в Швеции журналисты одного из самых известных журналов страны попросили об интервью и об участии в фото-сессии. Причем во время съемок я должен был переодеваться в костюмы разных эпох и являть собой самые различные персонажи. Я становился то воинственным викингом, то просто бросал снежки, а то стоял под душем в смокинге, с галстуком «бабочка» и клюшкой в руке… Часа 3 или 4 длилась фото-сессия. Думал, что ничего хорошего не выйдет, а потом посмотрел журнал — отлично все получилось. Вот такой интересный опыт работы в качестве фотомодели был в моей жизни. Очень понравилось также общение с Дмитрием Губерниевым, когда перед чемпионатом мира по хоккею с мячом 2008 года готовился выпуск программы «Сборная России». Сначала съемочная группа сделала сюжет, как я в Москве готовлю себе обед в домашних условиях, а затем мы переехали в студию, где Губерниев сумел меня разговорить, раскрепостить и постепенно все пошло, как по накатанной дорожке. Передача получилась. Но хочу заметить, что много интересных интервью и различных телевизионных сюжетов, программ у нас состоялось и в процессе общения с красноярскими журналистами. Правда, если честно, я сейчас стал уже тяжелым на подъем. Когда был моложе, чаще участвовал в разных журналистских придумках.