Лидер «Сибсельмаша» и один из самых одаренных молодых хоккеистов России Антон Шевцов, продливший контракт с сибиряками, о клубном патриотизме и строительстве новой команды, четырехкилограммовой щуке и клюшке Михаила Свешникова, полных трибунах и французском языке — в эксклюзивном интервью журналу «Русский хоккей».
Невысокий, но юркий правый «бровочник» из Новосибирска ворвался на небосклон российской хоккея с мячом быстро и стремительно: в 18 лет он стал игроком «основы» родного клуба, а в 20 — уже привлекался в сборную России. И пусть на чемпионате мира в Хабаровске талантливому хоккеисту сыграть не удалось, он наверняка еще примерит свитер мужской национальной команды в ближайшие годы. Зато по итогам проведенного голосования среди болельщиков наш собеседник был признан «лучшим игроком «Сибсельмаша» в сезоне 2014/2015 годов. Правда, самим сезоном 24-летний полузащитник остался не доволен — команда финишировала лишь десятой.
— «Сибсельмаш» не пробился в плей-офф — значит, мы выступили откровенно неудачно, — резюмирует Антон. — А поскольку хоккей с мячом — командный вид спорта, соответственно и для меня сезон тоже успешным назовешь.
— В прошлом сезоне Ваш клуб играл в финале Кубка России, а в этом боролся лишь за «Кубок Надежды». Вы разочарованы или завершившийся сезон следует рассматривать через призму омоложения команды и он, можно сказать, переломный?
— Летом у нас значительно обновилась команда. Добавилась молодежь, много ребят ушло: из защитной линии Юра Логинов, завершивший игровую карьеру, из полузащиты Павел Тетерин, Денис Корев и Денис Потемин, который был капитаном «Сибсельмаша». Мы потеряли опытных игроков, а влившейся молодежи нужно еще набраться опыта — это не происходит в одно мгновение.
Обновление команды сыграло свою роль — плохую или хорошую — мы узнаем в ближайшие пару лет. Скажу только, что ребята добавились очень хорошие. Им нужно время, чтобы адаптироваться к «взрослому» хоккею: здесь все другое — прежде всего, скорости! Но молодежь, повторюсь, талантливая и за это время, что они работают с нами, они неплохо прибавили. Если будем так работать — может получиться очень интересная команда.
О ТОМ, ЧТО ОСТАЛСЯ, НЕ ЖАЛЕЮ
— Взращивать молодежь было доверено четырехкратному чемпиону мира Олегу Чубинскому, который вернулся в родной Новосибирск спустя 16 лет…
— Олег Александрович — хороший человек, с ним приятно общаться, но не стоит забывать, что нынешний сезон был только первым для него в качестве главного тренера команды Суперлиги. Ему тоже где-то не хватает опыта работы, где-то тоже приходится непросто. Но мы стараемся помогать друг другу. Поменялась и программа подготовки команды, но главное требование любого тренера — максимальная самоотдача и на тренировках, и в официальных матчах.
— В 18 лет Вы уже играли в «основе» «Сибсельмаша» — значит, встречались с непроходимым защитником Чубинским на льду…
— Я даже не вспомню, оказывался ли я против Олега Александровича на льду, тяжело сказать (улыбается). Но то, что он был классным защитником — это факт. Недаром же он 4 раза выигрывал чемпионат мира в составе сборной России!
— Летом Вы могли покинуть родной клуб и сейчас, как Денис Потемин, были бы обладателем Кубка и Суперкубка России… Почему решили остаться?
— Не секрет, что такие переговоры были. Я много разговаривал с Михаилом Юрьевичем Юрьевым, мы уже многое обсудили. Предлагали хорошие условия для работы в Хабаровске, где функционирует крытая арена «Ерофей» — наверное, лучшая для хоккея с мячом, в «СКА-Нефтянике» подбирался серьезный состав исполнителей. Почему я остался в Новосибирске? Не знаю, патриот города и клуба я или нет, но я решил помочь клубу, в котором вырос. Стадион «Сибсельмаш» для меня — второй дом. Мечтаю, чтобы здесь получилась классная команда. Но загадывать, что будет дальше, не буду.
— По ходу сезона не жалели об упущенном шансе?
— Нет. Я не жалею, что остался в родной команде, где получаю огромный опыт. Год назад я принял решение, что проведу сезон 2014/2015 в составе «Сибсельмаша». Было сложно, результат мы показали неудачный, но жалеть уже точно не нужно.
МОЕ ВРЕМЯ В СБОРНОЙ ЕЩЕ НЕ ПРИШЛО
— Хорошей «ложкой меда» в сезоне могло стать выступление на чемпионате мира в Хабаровске. Расстроились, когда узнали, что не попали в окончательный состав сборной России?
— Конечно, обидно. Мечтаю сыграть на чемпионате мира, но мне сложно судить об этом. Значит, пока не заработал… Может, мое время еще не пришло.
— Зато был блестящий молодежный чемпионат мира в 2011 году, когда в Обухово Вас признали лучшим игроком турнира. Когда назвали Вашу фамилию и президент FIB и ФХМР Борис Скрынник вручал тот приз, Вы даже не ожидали…
— Такой финал тогда получился у нас — самый настоящий ФИНАЛ, очень запоминающийся. На 89-й минуте мы проигрывали 3:4, но сравняли счет с пенальти, а в овертайме выиграли… Какие были эмоции! Я был счастлив, конечно.
— При всем этом — звании лучшего игрока на молодежном первенстве мира — это была Ваша первая сборная. Как удалось «перешагнуть» через юношеские и юниорские?
— Как-то получалось, что я не подходил в те сборные по своим возрастам: тренеры решали, что мои сверстники из других команд были посильнее. Сейчас скажу, что это и придавало мне стимул больше работать на тренировках и расти над собой. Так что, и о том, что не попадал в детстве на сборы — тоже не жалею (смеется).
— А почему из той «золотой молодежки» в национальной сборной смогли закрепиться лишь Максим Ишкельдин и Алан Джусоев?
— Сложно сказать. Не хотелось бы никого обсуждать — что, как и почему не сложилось у кого-то. У всех своя дорога, но почти все хоккеисты того призыва выступают в Суперлиге, многие — на ведущих ролях в своих командах.
— В финале того чемпионата мира именно Вы отдали «золотую» передачу на Петра Цыганенко, который забил решающий пятый гол. А в полуфинале Кубка России-2013 Ваш мяч вывел «Сибсельмаш» в финал…
— Помню, это были два овертайма, где цена ошибки очень высока. Здорово, что дважды мои команды одерживали победы, но при этом стоит сказать, что молодежный чемпионат мира — это все же еще молодежный хоккей, а финал Кубка России — уже «взрослое» соревнование.
Какая из этих побед ближе? Конечно, в памяти останется молодежное первенство в Обухово, но достижения во взрослом хоккее, на мой взгляд, ценнее. К тому же было приятно выйти в финал Кубка России дома, на родном стадионе, при своих болельщиках (прим. ред. — в решающем матче «Сибсельмаш» уступил «Динамо-Казани»). Помню ли я, как забил? Просто угловой разыграли на ближнего, которым был я (улыбается).
БУДУТ МЕДАЛИ — БОЛЕЛЬЩИК ВЕРНЕТСЯ
— В 1995 году «Сибсельмаш» с Олегом Чубинским стал чемпионом России. Вам тогда не было и пяти лет. На стадион уже ходили?
— Да, я уже посещал матчи с папой и дедушкой. На играх был довольно часто, но помню полные трибуны. Воспоминания, конечно, довольно смутные, но все это в памяти у меня отложилось. Вот только не могу сказать, был ли я на стадионе во время решающего матча. Но все может быть (прим. ред. — решающий, второй матч финала против нижегородского «Старта» проходил при температуре «минус 20»).
— Вот так Вы посещали игры и однажды получили подарок от Михаила Свешникова?
— Нет, клюшку я получил не в Новосибирске, а когда был на соревнованиях. Я был счастлив, когда попросил клюшку у Михаила, а он мне ее подарил. В детском возрасте момент, когда получаешь подарок от великого игрока, остается незабываемым на всю жизнь.
— В 90-х хоккей с мячом собирал аншлаги, а сейчас посещаемость домашних матчей удручает?
— Конечно, такое положение дел не очень нравится, но болельщиков можно понять. Играли бы мы за медали — народу на матчах было бы гораздо больше. Ведь собралось 6 тысяч, когда мы играли в финале Кубка России с казанским «Динамо»!
Зрителям, давайте признаемся, хочется смотреть на победы своей команды, а сейчас у нас их не так много. Для меня налицо прямая связь: чем ниже занимаешь место, тем меньше у тебя болельщиков. И не стоит забывать, что и болельщик меняется — привыкает к более комфортным условиям, сегодня никому не хочется стоять на трибуне при «минус 30». Это позволяют себе только настоящиеболельщики, а их не так много. Вот построили бы в Новосибирске крытую арену нам, тогда бы…
ЛЮБОВЬ С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ
— Раз уж в пятилетнем возрасте Вы уже приходили на стадион, то выбор, чем заниматься, и не стоял?
— Я жил через дорогу от стадиона, а школа моя была практически на территории стадиона. У них даже забор общий (улыбается). Получается, дорогу перешел — и ты на стадионе. Вот так мое детство и прошло.
— Вы учились в 70-й школе… с углубленным изучением французского языка. Скажите что-нибудь навскидку?
— Je t’aime hockey avec balle. Дословно звучит как «Я люблю хоккей с мячом»!
— И в это в городе, где есть хоккей с шайбой, футбол, лыжные гонки?
— Ну вот лыжные гонки мне больше всего нравятся! (Смеется) А если серьезно, то менять мне ничего не хотелось — все детство я занимался русским хоккеем. Да и вдруг поменяешь, а ничего путного из этого не выйдет? Уж если выбрал, то нужно двигаться до конца.
— Новосибирская школа хоккея с мячом — одна из сильнейших в России. Постоянно «подпитывает» различные сборные страны, а команды юношей и юниоров частенько побеждают на соревнованиях. А что из самого памятного выигрывали Вы?
— Если говорить про команду, в которой играл я, то она было очень хорошая. Мы объединились двумя школами — «Сибсельмаш» и «Заря» — и уже выступали под знаменами Новосибирска. Тренировал нас Борис Анатольевич Целищев, и за последние 3 сезона в юниорском хоккее мы выиграли все турниры, в которых принимали участие. А если взять более позднее время, то особняком, конечно, стоит победа на молодежном первенстве России в 2013 году.
— Вы ведь одногодки с Максимом Ишкельдиным — оба родились в 1990 году. Хорошо взаимодействовали на льду?
— У нас был очень хороший коллектив — именно Команда. Обидно, что многие ребята из нее закончили с хоккеем — было много перспективных игроков.
— В «Заре-90» Вы играли на позиции полузащитника. Кто определил Вас на место бортовика?
— Когда я пришел в команду мастеров, были первые сборы в Кемерово, и Михаил Викторович Быков сказал, что в команде вакантно место левого бортовика. Так я стал бортовым полузащитником. С того момента амплуа я не менял, но чаще выхожу на правый край.
— Полузащитник должен, как Фигаро, успевать и тут, и там. Куда Вас больше тянет — к обороне или в атаку?
— Поначалу было очень трудно перестроиться, я не совсем понимал, что нужно делать. А сейчас более-менее осознаешь, когда нужно подключиться в атаку, а когда остаться на своей позиции. Но сейчас такой мобильный хоккей — нужно успевать и в атаке, и в обороне.
СТАВИЛ ФИШЕЧКИ И ОБЫГРЫВАЛ
— А откуда у Вас такое потрясающее умение обыграть несколько соперников, как говорится, «на носовом платке»?
— Еще в детских командах на тренировках я ставил фишечки и обыгрывал их. Примерно также происходит и сейчас, только вместо них — соперник.
— И сколько «фишек» Вы готовые обыграть на одном квадратном метре?
— Если честно, я не считал (улыбается).
— В октябре Вам исполнится 25 лет. Чувствуете себя самым завидным женихом «Сибсельмаша»?
— Мое сердце занято: у меня есть подруга — ее зовут Аня. Но в нашей команде много других завидных женихов (улыбается).
— Зато Вы — завидный рыбак!
— Я люблю рыбалку — это настоящее хобби. Летнюю! Пока мой самый крупный трофей — это щука на 4 килограмма. Но надеюсь, еще увеличу свой «рыбный рекорд». Можно сказать, что это уже «любовь»: в детстве я постоянно с папой был на рыбалке. Конечно, это не источник питания, но это мало с чем несравнимый азарт!
— В этом году — ровно 20 лет с той победы «Сибсельмаша» в чемпионате России. Что пожелаете новосибирским болельщикам в «юбилейный» год?
— Прежде всего, терпения. У нас строится новая команда. Конечно, хочется побед и желательно «сразу», но такое практически никогда не случается. Верьте в команду, а команда приложит все силы для того, чтобы не разочаровать вас!