Четырехкратный чемпион мира, защитник «Зоркого» и сборной России о вкусе «золота» и суевериях, родном Северодвинске и дружбе с соперниками, знакомстве с женой и своих сыновьях — в эксклюзивном интервью в декабрьском выпуске журнала «Русский хоккей».
Он дебютировал на высшем уровне в 17 лет, за короткий срок став незаменимым игроком в сборной страны и капитаном «Зоркого», а 10 ноября воспитаннику северодвинского хоккея с мячом было присвоено высшее спортивное звание — «Заслуженный мастер спорта России». Как здесь ни начать разговор с поздравлений?
— Узнал я эту радостную новость на сайте Министерства спорта Российской Федерации, — рассказывает Петр. — Но за нагрудным знаком еще не ездил. Жду, когда будет официальное вручение.
— Мечтали в детстве о том, что удостоитесь подобного?
— Нет, никогда и не думал! Я даже, честно говоря, и не помню, о чем мечтал… Наверное, хорошим человеком стать (улыбается).
— Может, моряком? Вы родились и выросли в Северодвинске — городе корабелов…
— Как ни парадоксально — нет. Когда я был маленький, мама привела меня на каток: такими, можно сказать, и были мои первые хоккейные шаги. А потом я попал к Сергею Павловичу Драчеву и Леониду Викторовичу Погребному — первым тренерам, которые и дали мне хоккейное воспитание и привили любовь к русскому хоккею. В моей награде, стоит отметить, есть и их огромный вклад. Если бы не они — наверное, сейчас и не было бы хоккеиста Захарова.
— К слову, заслуженных мастеров, воспитанников северодвинского хоккея с мячом, теперь стало двое. Догадываетесь, кто первый?
— Юра Погребной? На самом деле, нас трое — не забывайте нынешнего главного тренера молодежной сборной страны Эдуарда Николаевича Трифонова.
«НОГИ ТРЯСЛИСЬ, РУКИ НЕ СЛУШАЛИСЬ…»
— С 1999 по 2002 год вы отыграли за родной «Север», дебютировав в высшей лиге в 17 лет. Тяжело было выходить и «рубиться» с мужиками?
— Конечно! Помню первый матч, по-моему, на Кубке России: ноги тряслись, руки не слушались… Было очень тяжело и психологически, и физически. Но спасибо тренерскому штабу — они доверяли молодым ребятам.
— Из Северодвинска Вы отправились в Казань. В «Ракету» позвал Вячеслав Иевлев?
— Получилось не совсем так: на сборы я приехал самостоятельно, а в команде как раз сменился главный тренер. Так на месте, что называется, узнал, что «Ракету» возглавил Вячеслав Николаевич. Потом был просмотр, и я доказал, что достоин остаться.
— За два года в Казани Вы стали твердым игроком «основы», выступая на позиции «чистого» защитника. Однако в «Зорком», а потом и вызова в сборную России вы добились, выступая в опорной зоне. Где Вам комфортнее?
— Ближе к воротам. К своим! (Смеется). От смены позиций, признаться, дискомфорта не испытываю. Могу сыграть там, где буду нужен. В финале чемпионата мира в Хабаровске против шведов, к примеру, пришлось выйти справа на борту.
— Из «Ракеты» в «Зоркий» вы попали транзитом через «Волгу», где работали с тем же Иевлевым…
— От Ульяновска остались хорошие воспоминания — у меня было два удачных года. Первый вышел немного скомканным, но во втором «Волга» играла здорово, радовала болельщиков, которые и в мороз, и в метели приходили на стадион. В целом, скажу, что ульяновский этап моей карьеры оказался очень полезным.
— В 2006 году вы перешли в «Зоркий» и нынешний сезон — уже десятый в клубе! Думали тогда, что осядете в Подмосковье?
— Наверное, по натуре я «домосед» и не люблю менять обстановку. К тому же у меня двое детей, о которых нужно думать в первую очередь. Но о станусь ли я по окончании карьеры жить в Красногорске, пока не решил. Безусловно, я привык, и хотелось бы остаться, но не загадываю — только жизнь все расставит на свои места.
УВЫ, В СЕВЕРОДВИНСКЕ НЕ ОСТАЛОСЬ НИЧЕГО
— А на родине, в Северодвинске, часто бываете?
— Стараемся ездить каждый год. Удается заглянуть домой зимой, когда с «Зорким» приезжаем в Архангельск (Северодвинск расположен в 40 километрах — прим.ред.), и обязательно летом на пару недель.
— Что представляет собой сейчас хоккей с мячом на берегах Северной Двины?
— К сожалению, практически ничего. В 2004 году из-за финансовых трудностей «Север» прекратил свое существование, и сейчас осталась только детская школа да областной чемпионат. Увы, это все, что осталось…
— В возрождение традиций и родного «Севера» верите?
— Как бы мне этого хотелось! Но очень многое в наши дни зависит от руководства города и потенциальных спонсоров. Уверен, если в Северодвинске поставят цель — команда возродится.
— От грустного перейдем к приятному. Чем занимаются Ваши сыновья — Семен и Артем?
— Семену 9 лет, и он вовсю посещает самые разные кружки и секции: помимо тренировок в хоккейной школе «Зоркого», обожает брейк-данс и усиленно учит английский язык. А Артем у нас пока ходит только в детский сад (улыбается). Но зато уже встал на коньки — ходим с сыном на массовые катания.
— Ваш младший сын родился во время чемпионата мира-2010, который стал для Вас первым в составе сборной России?
— Да, именно так. Вот только тот чемпионат в «Крылатском» мы, увы, обидно проиграли…
ТАКИЕ ПОБЕДЫ — ОДИН РАЗ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ
— Вы долго ходили «вокруг да около» сборной. Переживали?
— Конечно, переживал. Что-то не получалось, где-то чуть-чуть не хватало… Где-то сам виноват — команде по объективным причинам не подходил. Но мечту сыграть за главную команду страны не оставлял никогда.
— Несмотря на высокую конкуренцию в центре поля, в сборной Вы быстро стали игроком «основы», а за последние 5 лет четырежды стали чемпионом мира. Что испытали, когда осознали, что Вы — лучший в мире?
— Это сложно передать словами! Наверное, это и есть счастье: ты долго работаешь и, наконец, выигрываешь «золото». Что символично, впервые это случилось в 2011 году именно в Казани, где я успел поиграть.
— А эмоции в Хабаровске, когда сборная проигрывала 1:3 и перевернула все с ног на голову на последних минутах матча, были сильнее первых?
— Они просто разные. Первая победа есть первая победа, а в этом году мы уступали за 7 минут до конца в два мяча, некоторые зрители уже стали уходить с трибун… Но потом случился быстрый гол и просто сумасшедший «камбэк». Такие эмоции не повторяются! Наверное, такое бывает один раз за всю жизнь…
— Сборная Швеции была просто «убита» поражением. Что Вы сказали после матча своему другу Линусу Петтерссону?
— Сказал, что у него все впереди. Может быть, когда-то и он выиграет. Когда я закончу (улыбается).
— С Петтерссоном Вы активно общаетесь еще со времен его игры в «Зорком». Учите шведский или он — русский?
— У нас настоящий симбиоз английского, шведского и русского. Наверное, это не поддается науке (смеется). Зато можно сказать, что у нас неплохое взаимопонимание не только на льду, но и за его пределами. Да и Линус за российский этап карьеры научился если не говорить, то хорошо понимать русскую речь.
С ЖЕНОЙ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА УЛИЦЕ
— Часто удается видеть, как хоккеистов даже за рубежом поддерживают жены. Ваша жена Ирина, как говорится, «выездная»?
— Она была со мной на чемпионате мира в Казани. Кроме этого, приходит на домашние игры «Зоркого» в Красногорске, а когда я уезжаю, поддерживает по телевизору вместе с детьми.
— Где Вы встретили свою судьбу?
— Ой, это было так давно! Наверное, это был год 1998-й или 1999-ый… Познакомились с Ириной мы на улице, как и все в те времена. Подошел, заговорил, и «завязалось» (улыбается).
— Как чета Захаровых проводит свободное время?
— Стараемся активно-спортивно, несмотря на то, что после тяжелых игр нужен отдых. Регулярно ходим на массовые катания, а предстоящей зимой планируем, наконец, встать на лыжи.
— Получается, хоккеист не может прожить без коньков. А можно ли застать вас, к примеру, за книгой?
— Если честно, с книгами у меня не сложилось еще с детства: не любил я их читать (улыбается). Да и сейчас мне куда интереснее почитать новости в интернете, хотя сегодня многие читают с упоением именно книги, но я пока не пристрастился.
— На льду Вы частенько «стреляете» по воротам соперников. А за пределами льда «охотитесь»?
— Охотой не увлекаюсь, а вот порыбачить можно. Жаль, только нечасто удается выбраться на стоящие «рыбные» места.
— А кто Вам «поставил» такой сильный и мощный удар? Или это годы тренировок и «трудовые» мозоли?
— Тренеры постоянно подсказывали: «Бей, чаще бей». Я оставался на льду и тренировал, тренировал, тренировал… Хотя, знаете, я до сих пор не научился бить, что называется, со «своей» руки!
С ОПЫТОМ СУЕВЕРИЯ КАНУТ В НЕБЫТИЕ
— Однажды во время выступлений за «Волгу» вы признались, что не даете интервью из-за суеверий…
— Так сказал, да? Уже, честно говоря, и не помню (улыбается). Наверное, сейчас их уже нет. Когда ты молод — веришь в какие-то знаки, а когда появляется опыт — суеверия пропадают. Не назову себя суеверным человеком на льду: ничего не должно мешать тебе, когда ты на поле и все зависит от тебя самого и партнеров.
— Капитанам клубов зачастую приходится «отдуваться» за партнеров в общении с прессой. Для Вас капитанская повязка — это нечто особое?
— Это, в первую очередь, доверие игроков и тренерского штаба. А еще ответственность — ты не можешь позволить себе сыграть плохо, опуститься ниже своего уровня.
— На льду Вы — жесткий защитник и капитан. А в жизни?
— Скромный, надежный и не способный на предательство.
— А еще многие считают, что «в Суперлиге Петр Захаров — главный по юмору»…
— Наверное, потому, что я много шучу. Не только над партнерами, а по жизни. Уверен, так и жить легче. Словом, с юмором у меня все нормально (улыбается).
— В стартовавший чемпионат России тоже смотрите только с оптимизмом?
— Безусловно! Новый сезон — это всегда новая страничка в биографии каждого хоккеиста. Хотелось бы выступить успешно как со своим клубом, так и со сборной России.
— И выиграть долгожданное «золото»? С «Зорким» Вы завоевывали Кубок мира, а также 4 раза становились серебряным и трижды бронзовым призером чемпионата страны…
— Сложно сказать, чего нам постоянно не хватало. Возможно, стабильности в коллективе: приходили и уходили игроки, была смена тренера… Мы все время строили новую команду, и пытались стать чемпионами России, но долгие годы оказывались где-то совсем рядом — вторыми, третьими… Надеюсь, что в новом сезоне мы будем почаще радовать своих болельщиков и поднимемся как можно выше!
ЗАХАРОВ ПЕТР ВАДИМОВИЧ
Дата рождения: 27 июля 1982 года, Северодвинск
Карьера: 1999−2002 — «Север» (Северодвинск), 2002−2004 — «Ракета» (Казань), 2004−2006 — «Волга» (Ульяновск), с 2006 по наст. время — «Зоркий» (Красногорск).
Семейное положение: женат. Жена Ирина, сыновья Семен (9 лет) и Артем (5 лет).