Главный тренер мужской национальной сборной России Сергей Мяус об отсутствии в команде Павла Рязанцева, целях шведов и тактических сюрпризах — в интервью изданию «Чемпион».
24 января утром наставник чемпионов мира поездом прибыл в Ульяновск, а уже буквально через пару часов встретился с корреспондентом газеты. По дороге на матч между «Волгой» и «Енисеем» рулевой заглянул на стадион «Труд», чтобы лично оценить качество льда. «На сегодня поляна не лучшего качества, но, надеюсь, к первым матчам чемпионата мира лед будет готов», — резюмировал специалист.
История — это хорошо, но нужно двигаться дальше
— Сергей Анатольевич, первый вопрос, который интересует многих любителей хоккея с мячом: почему в национальной команде не нашлось места одному из героев финального матча ЧМ-2015 Павлу Рязанцеву?
— Я с большим уважением отношусь к Рязанцеву, он играл у меня еще в «Кузбассе». Но время идет, и нужно думать о перспективе — процесс смены поколений неизбежен. Да, Паша забил победный гол в финале в Хабаровске, но это уже история. У нас растут новые хоккеисты — тот же Алмаз Миргазов забивает в чемпионате не меньше Рязанцева и теперь получит шанс дебютировать на чемпионате мира. Плюс не надо забывать, что в атаке у нас есть Ломанов, Ишкельдин, Дергаев, вернулся в сборную Ларионов. Почему, к примеру, нет Патрика Нильссона у шведов? По этой же самой причине.
— Перспектива — это хорошо. Но с главного тренера, тем более национальной команды, всегда спрашивают за результат здесь и сейчас. Не боитесь, что, привлекая новых молодых хоккеистов, вы идете на большой риск?
— Тренер никогда не должен бояться ответственности за результат. Да, могут быть сомнения по составу, но бояться — это не про меня.
— А вдруг проиграете?
— Во-первых, чемпионат еще даже не начался. А во-вторых — что, жизнь на этом заканчивается? Нельзя жить в стагнации, находиться все время в каких-то рамках. Для тренерского штаба сборной России это просто неприемлемо.
Я не Юдашкин и не Зайцев, чтобы кого-то удивлять
— Шведский тренер Свенне Ольссон уже сказал, что будет играть в пять защитников, троих полузащитников и в двух нападающих. Кроме того, он обещал удивить Пером Хельмюрсом. Мы чем-то будем удивлять?
— Я не Юдашкин и не Зайцев, чтобы кого-то удивлять. Для меня есть три важные составляющие грядущего чемпионата мира. Во-первых, бескомпромиссная борьба — с теми же шведами, чтобы она была интригующая, не хуже, чем в Хабаровске. Во-вторых, большое количество любителей хоккея с мячом на трибунах, настоящих болельщиков. И, в третьих, впервые по федеральному каналу — «Матч ТВ» — будет показано большое количество матчей чемпионата мира.
— И все же, если вернуться к Хельмюрсу. Вы прекрасно знаете этого хоккеиста, что же он может такого сотворить на льду, чтобы всех удивить?
— Все игроки шведской сборной, как и российской, высококлассные мастера. И если какую-то позицию поменять — это еще не удивление. Вспомните чемпионат мира в Хабаровске: на правом борту мы пробовали и Джусоева, и Захарова. В этом сезоне у нас тоже будут перестановки — это нормальный творческий процесс, а не сенсация.
Хельмюрс — техничный игрок, «золотой мальчик» шведского бенди, но он же не в ворота встанет. Я помню его еще по юниорской сборной: тогда у шведов были очень сильные юниоры, которые могли обыграть свою национальную команду. Главный «конек» Хельмюрса — хорошая техника и умение отдать классную передачу.
Я смотрел выступление своего коллеги Ольссона на шведском телевидении, когда он каждого игрока своей национальной команды награждал красочными эпитетами, а в глазах-то у человека все равно читалась неуверенность. Ведь одно дело — сказать, а совсем другое — сделать.
— Может, тем самым Ольссон хочет взбодрить своих подопечных? Все-таки шведы потерпели три поражения подряд на чемпионатах мира.
— Это его право: он выбрал такую тактику, нагнетает обстановку, показывает, что они сильны. Шведы на самом деле сильны, но меня больше всего волнует состояние своей команды. У нас скоро начнется сбор, на котором, помимо занятий на льду, мы большое внимание уделим и теоретическим занятиям. У нас одаренные игроки, но они еще должны быть и ответственными за результат.
На дворе XXI век — все меняется, в том числе и русский хоккей
— Вопрос, может быть, не совсем корректный, и все же: игроки уровня сборной России при выборе той или иной команды советуются с вами?
— С кем давно знаком — звонят, советуются, кто помоложе — сами принимают решения. Но как бы то ни было, в моей практике еще не было, чтобы я отговорил какого-то игрока от перехода в тот или иной клуб. Хоккеистами движут разные мотивы при выборе команды. Бывает, что кто-то попадает в непростую финансовую ситуацию. В том же московском «Динамо» в декабре было далеко не все гладко. Команду могли покинуть Евгений Иванушкин, Михаил Свешников и Дмитрий Савельев. Но, несмотря на все трудности, они остались верны своему клубу. Не буду скрывать, я тогда с ними разговаривал, но окончательное решение все равно принимали только они.
— Нельзя исключать, что чемпионат мира в Ульяновске станет последним, который проходит на открытом воздухе. У вас нет такого ощущения, что тем самым мы в какой-то степени прощаемся с настоящим русским хоккеем в классическом его понимании?
— Ни в коей мере. Недавно в Красноярске состоялся матч за Суперкубок между двумя классными командами — «Енисеем» и «Байкал-Энергией
Вспомните ульяновскую «Волгу» в союзные времена: она любого соперника могла обыграть не за счет «звезд», а за счет характера! Покажите сейчас характер, и вы будете собирать полные трибуны и в крытом стадионе — это и будет настоящий русский хоккей.
За красивые глаза в сборную России не берут
— Принято говорить, что незаменимых людей не бывает, в том числе и хоккеистов. Но, на ваш взгляд, травма Александра Тюкавина стала большим ударом по нашей команде?
— Я рассчитывал на него, Александр — мужественный парень. Но он сам позвонил и сказал, что не сможет в полном объеме помочь сборной и еще не скоро выйдет на лед. Он не раз проявлял и характер и играл с незалеченными травмами, но здесь даже встать на ногу не может. Поэтому и приглашен в сборную Петр Захаров. Если бы не травма, Тюкавин однозначно был бы в команде.
Понимаете, есть такой тип игроков, которые всегда играют и забивают в трудную минуту, а существуют игроки, которые могут забивать по пять мячей «Волге» и «Старту», а с «Енисеем» — ни одного. Вот почему, например, Тимофей Безносов из «Байкал-Энергии» остался в резерве сборной? Да потому, что в игре за Суперкубок он не забил ни одного мяча. Забей он «Енисею», и его ставки на поездку в Ульяновск заметно бы возросли. Тот же Тюкавин в финале чемпионата мира в Хабаровске забил второй мяч при счете 1:3, после чего мы «задавили» шведов.
— На ваш взгляд, Петру Захарову уже удалось набрать оптимальную форму после травмы?
— Петр — надежный хоккеист и человек, который выигрывал четыре чемпионата мира. Но не стоит забывать, что в заявку на матч будут включаться только 16 хоккеистов, тогда как на чемпионат мира мы привезли 18 человек. Поэтому ротация состава неизбежна.
— Вы его видите на позиции опорного полузащитника?
— Нет. Еще в Сочи во время учебно-тренирово
— Никита Иванов сначала сыграет на молодежном чемпионате мира, затем приедет в Ульяновск играть за главную команду. Не опасаетесь, что на плечи молодого хоккеиста выпадет большая физическая нагрузка?
— Никита — молодой парень, который быстро восстанавливаетс
— Понятно, что в национальную команду приглашаются лучшие игроки. Но существует негласное правило, что в сборную России желательно также приглашать игроков той команды, где проходит чемпионат мира. Это на самом деле так?
— А почему нет, если игрок соответствует уровню национальной команды? Это и болельщиков привлекает на трибуны. В прошлом году, например, за сборную выступали капитан «СКА-Нефтяника» Алексей Чижов и воспитанник хабаровского хоккея Василий Грановский.
Я понимаю, что сейчас «Волга» переживает период становления и Игорю Ларионову очень непросто показать свои лучшие качества. Уверен, играй он сегодня за топовые клубы, его игра была бы еще ярче. Но в сборную России не берут за красивые глаза. Я же не взял в команду, условно, Сергея Филатова. Если бы в «Волге» не было кандидатов в национальную команду, то мы бы никого не вызвали.
Соскучился по клубной работе
— Ваша клубная тренерская карьера приостановилась в 2008-м, когда на протяжении многих лет вы работали с «Кузбассом». Не соскучились по клубной работе? И готовы ли вы совмещать клубную работу с национальной командой?
— Национальная команда мне не завещана, сегодня я — тренер сборной России, завтра, может быть, и нет. В национальной команде всегда существует ротация на тренерском мостике. А вот по клубной работе, не скрою, соскучился. И если в будущем возникнет интересное предложение, то я готов поучаствовать в становлении амбициозной команды. Но все мои мысли сейчас — исключительно о предстоящем чемпионате мира и подготовке сборной России к главным матчам.
— Вопрос как к вице-президенту ФХМР. Всем известно о непростой экономической ситуации в нашей стране, что не может не сказываться на финансовом благополучии хоккейных клубов. Ходят разговоры, что с целью экономии средств в следующем сезоне чемпионат России будет поделен на «Восток» и «Запад». Такое возможно?
— Такой вариант будет рассматриваться. В Суперлигу могут добавиться «Мурман», «Саяны-Хакасия». И на «Западе», и на «Востоке» в идеале должно быть по восемь команд. При такой формуле выезд команд в тот или иной город может включать в себя две игры — по аналогии с Высшей лигой, но с одним выходным между матчами.
Но у меня сразу же возникает вопрос: «Готовы ли тренер и игроки столько играть?». Мне постоянно приходится слышать от тренеров жалобы на перелеты, смену часовых поясов, плохое качество льда, неудобный календарь… Но всем известно — уже через сутки организм восстанавливаетс
Одним словом, формула проведения чемпионата с делением команд на «Запад» и «Восток» имеет право на жизнь и будет обсуждаться, а окончательное решение будет приниматься на ближайшем заседании исполкома Федерации хоккея с мячом России.