Сегодня в Ульяновске состоится первый матч сборной России на чемпионате мира по хоккею с мячом. Матч со сборной Казахстана станет дебютным матчем на официальных турнирах в составе национальной команды для форварда красноярского «Енисея» Алмаза Миргазова и его товарища по команде Михаила Прокопьева.
Перед отъездом пресс-служба «Енисея» побеседовала с одним из лучших бомбардиров чемпионата страны и попросила Миргазова рассказать о себе, о людях, которые помогли ему найти себя в спорте.
— Первым моим тренером в моем родном городе Первоуральске стал Николай Степанович Вяткин, тренер нашей спортивной школы, — начал разговор Алмаз. — Он учил меня хоккею до 15 лет, и я ему очень благодарен за все, что он для нас, его учеников делал. Благодарен по сей день. Под руководством Вяткина наша команда стала победителем Всероссийских соревнований на призы клуба «Плетеный мяч» в Хабаровске в 2005 году. Каждое лето, когда я бываю дома, мы встречаемся с моим первым тренером, разговариваем о жизни…
— Под началом Вяткина ты дорос…
— И до юношеской сборной России. Мы с командой выиграли серебряные медали первенства мира в Швеции для игроков до 15 лет. Было это, страшно подумать, целых десять лет тому назад.
— Каким образом оказался в Абакане?
— Да, с пятнадцати лет стал играть там за «Саяны», поскольку команда нашего возраста в Первоуральске распалась, и мне нужно было сделать выбор: либо оставаться в первой лиге, либо принять предложение абаканского тренера Александра Владимировича Хрисоненко и выступать далее за «Саяны» по своему возрасту. Выбор оказался правильным: в «Саянах» мы стали играть вместе с Димой Макаровым, Андреем Прокопьевым, Славой Швецовым, Артемом Варламовым. Два замечательных сезона вместе провели. Приезжим ребятам в Абакане предоставляли хорошие условия для тренировок и квартиры. Мы жили там не сами по себе, а под присмотром воспитательниц. Одна из них — Юлия Ильинична, дай Бог ей здоровья, нам и готовила, и стирала, и бытовые все проблемы решала. Ухаживала за нами…
— Как вы ее звали — мама Юля?
— (смеется) Баба Юля! Хорошие были времена, запоминающиеся: мы там очень дружно жили, тренировались — только о хоккее думали. Других мыслей, интересов не было. Очень хороший коллектив, сложился тогда в Абакане. Учились в одной школе. Однажды мы даже сбежали всей командой с уроков, чтобы быстрее оказаться на тренировке — вот такое было рвение…
— Что важно для успешного пути наверх в спорте?
— Для меня всегда важно было быть там, где я могу развиваться, как хоккеист. И на данный момент для меня тоже важно развиваться и соответствовать уровню игрока национальной сборной. Продолжать развиваться как игрок, и как личность. Пока вот такие цели главные. Не думаю пока о том, как бы побольше на будущее заработать, главное — двигаться дальше, расти и достигнуть высочайшего уровня. В «Енисее» в этом плане мне есть на кого равняться. Все этапы в моей жизни до прихода в «Енисей» тоже очень многому меня научили. Как в жизни, так и в игровом плане. Три сезона в кировской «Родине» запомнились хорошим коллективом, но не моей собственной игрой. Сезоны в «Зорком» очень большой толчок в моем развитии дали. Там очень сильные игроки рядом были. К сожалению, в минувшее межсезонье стало понятно, что в Красногорске ситуация резко поменялась. Если бы команда имела возможность расти, бороться за титулы… Я чувствовал, что нельзя останавливаться. Тем более, мне, как любому нормальному спортсмену, хочется побеждать. Всегда и везде. Завоевывать с командой титулы, кубки. Чемпионат страны очень хочется выиграть и внести свой вклад в победу. И очень важно для меня было оказаться в таком коллективе, где по духу все победители и все жаждут по своей натуре побед и только побед. Хочется быть в команде, где каждый спортсмен с каждым сезоном хочет становиться еще лучше. В «Енисее» так оно и есть. На самом деле. Не скажу никогда, что в «Зорком» такого не было, просто здесь дух победителя я ощущаю гораздо сильнее. Для меня это очень важно.
— Кубок мира стал первым официальным турниром в составе «Енисея». Что в памяти осталось?
— Конечно, эмоций после победы было много, но это сейчас даже не вспоминается: и времени вроде бы уже много прошло, да и лучше пока забыть. Кубок мира стал историей и надо переключаться на другие задачи. Скажу только, что это был тяжелый турнир, в котором для победы необходимы и везение, и удача. Не только мастерство и воля.
— Турнир, в котором раз оступился и потом не догонишь?
— Да, очень своеобразный турнир. Ответственный.
— Многим соперникам «Зоркого», включая и «Енисей», связка Миргазов-Ишкельдин доставляла в прошлом сезоне много неприятностей…
— Действительно, у нас с Максимом взаимопонимание в «Зорком» наладилось отличное. Мы стали единомышленниками. В игровом плане он мне много помогал.
— Перестраивать в своей игре многое пришлось в «Енисее»?
— К подобным вещам отношусь спокойно: все это вполне естественно. Если хочешь играть и развиваться, ты должен адаптироваться к чемпионской команде. Ты должен показывать результат и для тебя не может быть никаких оправданий за плохой хоккей. В красноярской команде я играю и работаю с великими людьми — игроками и тренерами. Однако мой персональный успех или неуспех в матче зависит только от меня самого.
— То есть, если ты пришел в новую команду, ты обязан влиться в ее игру и усилить команду?
— Да, принести что-то свое и в совокупности все должно получиться тогда хорошо.
— Кроме хоккея с мячом, чем еще интересуется Алмаз Миргазов?
— Люблю любой спорт. Особенно футбол и теннис.
— С футболом понятно — в «Енисее» играют все, а теннис?
— Да, с недавних пор играю в большой теннис и люблю этот вид спорта.
— С Сергеем Ломановым по ту сторону сетки на корте встречаться не доводилось?
— (смеется) Пока нет, но знаю, что Сергей отличный игрок. Правда и я с каждым разом играю в теннис все лучше и лучше. И получаю от игры все больше удовольствия. Уверен, что матч получился бы интересным.
— Кто любимый теннисист?
— Надаль. Быстрый. Смелый. Умный.
— Если бы пришлось выбирать между просмотром телетрансляций матчей команд «Манчестер Юнайтед» с «Манчестер Сити» и мадридского «Реала» против «Барселоны», какую бы выбрал?
— Конечно «Барсу»!
— И что в ее игре хорошего-то найти можно парню из русского хоккея?
— Во-первых, у «Барсы» тоже дух победителей. Нравится, как действуют ее игроки: быстрый первый пас, взаимодействие в атаке, обороне. Некоторые команды стараются копировать игру «Барсы», но у них не получается: игроки не те, понимание игры другое. Надо ведь знать, где и когда нужно открыться, куда опекуна увести, куда пас отдать, поэтому на игру «Барселоны» смотреть большое удовольствие.
— А сам удовольствие больше от голевого паса или собственного гола испытываешь?
— Удовольствие получаю в любом случае. Однако потому, что я нападающий, то моя прямая обязанность забивать голы. Точнее — использовать голевые моменты, которые создает для форварда вся команда. Я не имею права их подвести, поэтому всегда буду стараться забить гол. Но, если я увижу выгодное положение моего партнера, то я постараюсь отдать ему удобный для него пас. Мне это нравится, я от этого тоже кайф получаю.
— С Красноярском успел поближе познакомиться?
— Набережная Енисея нравится. Свободного времени не так много пока бывает.
— Любимое блюдо, которое бы запросто Алмаз Миргазов мог приготовить для своих друзей?
— Люблю готовить: за время самостоятельной жизни научился — практически любое блюдо. В детстве, когда мама готовила, я все время рядом с ней на кухне находился: помогал, как мог, что-то нарезал, подносил-уносил…
— Со многими игроками нынешнего «Енисея» ты знаком с юности. Играли в одной команде, потом за разные клубы. Помнится, что в матчах «Зоркий» — «Енисей» бывало не мало достаточно жесткий стыков между Миргазовым и его давними партнерами по «Саянам» и товарищами по молодежной сборной — Джусоевым, Макаровым, братьями Прокопьевыми…
— Мы же в хоккей играем. У них были свои интересы, у меня — свои. На поле вышел — борись за победу.
— В прошлом году сильно радовались в раздевалке игроки «Зоркого» победе в Красногорске над «Енисеем» 9:7.
— Если честно, то чемпионат тогда только начался, поэтому обольщаться не было причин. Да, обыграли хорошую команду. До Нового года перовую часть кругового турнира провели хорошо и шли даже на первом месте, а что в итоге получилось?
— Какие голы в карьере помнятся особо ярко?
— Все голы хороши, когда команда побеждает.
— А помнишь самый обидный или курьезный не забитый голевой момент?
— (смеется) Да я вроде всегда все свои моменты забиваю! Шучу, конечно, бывают обидные промахи, но, если в этом дальше копаться, лучше не станет. Главное играть и продолжать стараться забивать.
— Кому приятнее давать автографы — парням, дедушкам или девушкам?
— (смеется) Пусть все подходят, не боятся! Я же такой же человек, как и они. Просто я спортсмен и играю в хоккей. Если фанаты подходят и просят автограф — в любой момент. Никаких проблем!
— В детстве у тебя кумиры спорта, на которых бы хотелось походить, были?
— Я почему-то с самого детства был уверен, что у меня все получится. Да, смотрел на игру других игроков, что-то черпал для себя из того, что подсматривал полезного по мелочам. Многие хоккеисты нравились, но чтобы одного кого-то выделить, такого не было у меня. Может быть, понимал, что мы же все люди разные, поэтому решил оставаться самим собой.