Лидер «Байкал-Энергии» Максим Блем о родном Омске, желании стать тренером и жизни в Иркутске — в интервью газете «Вечерний Омск».
Уже выросло целое поколение болельщиков, которые с трудом верят, что когда-то омская «Юность» обыгрывала новосибирский «Сибсельмаш» и кемеровский «Кузбасс», на равных билась с хабаровским «СКА-Нефтяником» и красноярским «Енисеем»… Будто всё было в какой-то другой, совсем уж сказочной жизни.
И всё же это реальность, что и доказывает Максим Блем, один из последних могикан омского хоккея с мячом, продолжающий выступать на самом высоком уровне. Сегодня Максим системообразующий игрок обороны иркутской «Байкал-Энергии» — действующего обладателя Кубка России.
— В родной город я стараюсь приезжать каждый год во время школьных каникул, — начинает беседу Максим. — В Омске по-прежнему живут моя мама, сестра, мамины сёстры, племянник…
— И всё же жить в дальнейшем вы планируете в Иркутске?
— Пока даже не могу ответить на этот вопрос. Конечно, в Иркутске я уже двенадцатый сезон — успел привыкнуть. В душе хотелось бы вернуться в Омск, быть полезным родному городу. Но без хоккея с мячом я себя пока не вижу.
— В одном из интервью я читал, что вы планируете стать тренером.
— Очень хочется! В том году я наконец-то получил соответствующее высшее образование. Честно говоря, есть желание работать с командой мастеров. И в том же Иркутске для этого куда больше перспектив.
— Русский хоккей в столице Восточной Сибири по-прежнему вид спорта номер один?
— Такого ажиотажа, как раньше, сейчас нет. По всей стране популярность хоккея с мячом в последние годы снижается. Это видно прежде всего по заполняемости трибун — посещаемость заметно упала. Так же и в Иркутске: раньше на стадионе собиралось по 10−15 тысяч человек, теперь же 5 тысяч считается хорошим показателем.
— С чем это связано?
— Поколение наших отцов, болевших этим видом спорта, сейчас уже не может ходить на игры. Молодёжи это просто не интересно: зимой мёрзнуть на стадионе не всякому захочется, тем более когда есть столько альтернатив: кинотеатры, кафе, клубы. Наверное, им это больше по душе.
— На днях в СМИ прошла новость, что в Иркутске планируется строительство крытого дворца для хоккея с мячом. Насколько правилен переход с улицы под крышу?
— В нынешнем сезоне мы уже не один матч проводили при сильном морозе. Это сказывается не только на посещаемости, но и на уровне игры: под крышей можно показывать более качественный хоккей. Сам лёд при уличных условиях сильно зависит от погоды. Некоторые хоккеисты порой просто замерзают. Поэтому, наверное, нужно переходить под крышу. Тогда и зрительский интерес будет выше, и сама зрелищность игры повысится. Болельщика можно вернуть на стадион только так! Пример — Хабаровск, где построили красивый современный дворец, и на хоккей с мячом там ходят семьями. Как вы считаете?
— Не помешали бы федеральные телетрансляции на «Матч-ТВ».
— Хоккей с мячом нужно уметь показывать, и тогда у телезрителей будет интерес. Я думаю, это вопрос времени и заинтересованности определенных людей.
— Из омичей на высшем уровне продолжаете играть лишь вы с Максимом Гавриленко. Чем занимаются остальные ребята?
— Честно говоря, связь мало с кем поддерживаю. Знаю, что несколько ребят продолжают выступать в первой лиге — Михаил Разумовский, Вадим Поркулевич, Евгений Суковин и Сергей Артеменко. А так кто где… Я уехал из Омска в далёком 2000-м году, поэтому со временем связь с людьми просто прервалась.
— С Константином Савченко вы продолжаете общаться.
— Конечно, он живёт в Иркутске, хоть уже и не в команде. Сегодня у него свои дела, поэтому видимся реже. Константин успешно работает детским тренером, и о нём очень хорошие отзывы. Тем не менее продолжает оставаться действующим игроком сборной Белоруссии — значит, в нём есть заинтересованность.
— В 2014 и 2015 годах вы и сами выступали на чемпионате мира за сборную Латвии. Как это стало возможно?
— Всё просто: руководители сборной в Риге нашли моих родственников и вышли на меня с таким предложением. Раз у меня имеются рижские корни — то почему бы и нет? Не поиграть на чемпионате мира, когда есть приглашение, было бы неправильно, тем более это была мечта детства. Конечно, хотел выступать за сборную России, а тогда еще СССР. Не получилось, поэтому на предложение латвийских друзей откликнулся с удовольствием.
В этом году не поехал. Считаю, что чемпионат мира должен проходить по окончании всех национальных чемпионатов. Это было бы правильно. Например, сейчас наша команда «Байкал-Энергия» ставит перед собой серьёзные задачи. Ехать на международный турнир и играть каждый день для меня непросто, тем более уже и возраст серьёзный. Поэтому принял решение, что этот чемпионат мира я пропущу, потому что хочу быть максимально полезен своему клубу. Впереди нас ждут решающие игры плей-офф. Будем бороться за медали!
— Хоккей с мячом плавно сместился в Сибирь. Насколько это хорошо?
— Наш вид спорта очень популярен в провинции, и это здорово. Хоккей с мячом здесь проще развивать, чем в Москве: у нас и погодные условия комфортные, и катки заливаются…
— Есть такая теория, что если какого-то вида спорта нет в Москве, то высшему спортивному руководству он и не нужен. Дескать, пусть провинция сама им и занимается.
— Честно говоря, не знаю, что сказать. Не задумывался об этом. В Москве должно быть всё. Точно знаю, что без московского «Динамо» хоккей с мячом был бы скуднее. Этот клуб с великой историей — играть в Москве всегда приятно.
— В нынешнем сезоне явный лидер чемпионата красноярский «Енисей». Кому-то из соперников по силам побороться с ним за золото?
— Это тяжело, но думаю, настроиться на пару решающих матчей реально. Все поражения от «Енисея» идут от психологического настроя. Хоть это и лучшая команда мира, играть с ней можно и нужно.
— Одна из главных интриг нынешнего чемпионата — бомбардирская дуэль Евгения Иванушкина и Сергея Ломанова. Оба назабивали уже более 40 мячей. На кого поставите?
— Наверное, больше забьёт Иванушкин — он играет на острие атаки. Ломанов не только форвард, но и созидатель. Может и начать атаку, и отдать последний пас, и забить. Поэтому, на мой взгляд, лучшим снайпером станет Иванушкин, а по системе «гол плюс пас» больше всего очков наберет Ломанов.
— Вам как защитнику против кого из форвардов сложнее всего играть?
— Против того же Иванушкина, Рязанцева, Бондаренко… Неудобный нападающий Александр Насонов, выступающий за нашу команду. Вообще, в российском хоккее много сильных нападающих, против которых сложно играть. Но интересно!
— Сейчас много говорится об олимпийских перспективах хоккея с мячом. Насколько это реально и что мешает?
— Вопрос очень сложный. Конечно, мечты об Олимпиаде будут всегда. А что мешает — этого я сказать не могу. Вроде бы хоккей с мячом развивается во многих странах, что не может не радовать. Играя на чемпионате мира за Латвию, я видел горящие глаза парней из различных европейских стран. Им это действительно интересно, и есть перспектива!
— Напоследок не могу не задать вопрос про «Юность». Возрождение еще реально?
— Это возможно лишь в том случае, если руководители области и города повернутся лицом к хоккею с мячом. Только так можно вернуть этот вид спорта в Омск. То, что сейчас нет игроков, — это временно. Можно вспомнить пример братского «Металлурга», где я провел один сезон, — там изначально не было ни одного братчанина, но был интерес мальчишек. В итоге спортивная школа стала развиваться. Так что здесь всё зависит только от руководителей региона и их желания.
— Сами в случае чего готовы помочь возрожденной команде?
— Готов всегда, для Омска я открыт. Но, как уже говорил, без хоккея с мячом себя не вижу.
— Кто, на ваш взгляд, мог бы возглавить эту команду?
— В Омске много ветеранов, которые горят желанием возродить хоккей с мячом.
— А как же Михаил Мандель?
— Михаил Геннадьевич человек уважаемый, и сбрасывать со счетов его нельзя. В хоккее с мячом он знает всё! Спустя какое-то время можно будет и мою кандидатуру рассмотреть. Я не против (улыбается).