Старший тренер «Енисея» Иван Максимов о завершении игровой карьеры, первом тренерском опыте и новом формате чемпионата России — в интервью «Городским новостям».
С поры возвращения Максимова в «Енисей» случилось много чего. Для начала Иван выиграл чемпионат страны с родным клубом, а затем объявил о завершении карьеры и с ходу погрузился в другую работу, став одним из помощников Сергея Ломанова.
Первый год в новой ипостаси сложился отлично. «Енисей» доминировал на отечественной и мировой арене, а Иван Иванович набирался драгоценного опыта.
— Когда пришло окончательное решение, закончить игровую карьеру и открыть новую страницу своей жизни?
— В конце прошлого сезона.
— Прямо таки сыграли последний матч, выиграли чемпионат и решили, что всё?
— Нет. Все было постепенно. Ещё по ходу сезона думал об этом, затем подоспело предложение от Сергея Ивановича Ломанова поработать помощником в его штабе.
— Быстро освоились в новой должности?
— Я же не в корне поменял деятельность, не пошёл, к примеру, инженером на какой-либо завод работать. Всю свою сознательную жизнь находился в хоккее, в нём и остался, только теперь в качестве тренера.
— Переход от Ивана к Ивану Ивановичу дался легко? Те же Сергей Ломанов, Евгений Швецов много лет играли с вами в одной команде, а теперь вы стали их наставником.
— Я не заострял на этом особого внимания. Кому как нравилось, так и называли. Ничего критичного в этом не видел.
— Тренерский совет в «Енисее» существует или главный тренер единолично принимает решения по составу, по той или иной тактике на матч?
— Перед матчами всегда проходит тренерский совет. У нас нет такого чтобы кто-то стеснялся или недоговаривал. У кого есть какие-то мысли по составу или по тактике, он их высказывает, а затем коллегиально принимаем то или иное решение. Но последнее слово, естественно, за главным тренером.
— Новички Алмаз Миргазов и Виктор Чернышёв с первых матчей заиграли так, как будто всю жизнь провели в «Енисее», в чём секрет? Вы специально подбирали или они сами по себе, как игроки, были созданы для игровой философии красноярского клуба?
— Может быть, со стороны болельщикам кажется, что всё получилось легко и гладко, но на самом деле была проведена огромная работа. После того, как они поняли нашу философию, игровую стратегию, и им, и нам тренерам стало намного легче. Для этого потребовались не только тренировочные занятия, но и индивидуальные беседы и с Алмазом, и с Виктором.
— В начале сезона Кубок России был принесён в жертву подготовке к Кубку мира. На отечественный турнир поехал резервный состав, зато в Швеции «Енисей» выглядел прекрасно и заслуженно стал первым. В следующем сезоне будет также?
— Мы пока не знаем точные сроки проведения Кубка России. Когда узнаем, тогда и будем планировать подготовку. Пока по сути комментировать нечего.
— Кубок мира был выигран за явным преимуществом, ожидали, что всё пройдёт достаточно легко?
— Категорически не согласен, что было легко. За видимым преимуществом над соперником скрывались максимальная концентрация ребят. Была проделана кропотливая тяжёлая работа, которая и дала результат. Если бы позволили себе расслабиться, всё могло повернуться в другую сторону.
— Громите одну из сильнейших команд мира и всё равно говорите, что всё могло быть иначе?
— Если бы мы не доработали, подготовились не на максимум, мы бы ничего не выигрывали. За любой победой стоит титанический труд на тренировках. Постоянная работа над собой и повышение собственного игрового мастерства. Тренерский штаб именно это требует от хоккеистов, они выполняют, отсюда и победы.
— То есть ребята не расслабляются никогда, даже в игре с заведомо более слабым соперником?
— Конечно. Мы стараемся, чтобы каждый матч команда проводила во всю свою силу. Всё-таки играем для болельщиков, поэтому халтурить права не имеем.
— Перед финалом чемпионата страны в Иркутске много говорили, особенно в болельщицкой среде, что «Енисею» будет очень тяжело не столько в игровом плане, столько в том, что «Байкалу» будет оказана определённая помощь, всё-таки финал проводился у них дома. Плохой лёд, возможная предвзятость арбитров как-то обсуждались с ребятами?
— Нет, мы настраивались только на игру, как таковую. Не нужно слушать, что там говорят за пределами льда. Надо выходить и доказывать, что ты сильнее именно здесь и сейчас.
— Именно поэтому, когда «Байкал» забил в первой же атаке, камера выхватила лица тренерского штаба «Енисея», и все вы были абсолютно спокойны…
— Мы можем быть спокойны или неспокойны, видя, как команда двигается, как она играет, как действует на льду, но когда ещё ничего толком не успело произойти, зачем нервничать?
— Но ведь пропустили очень быстрый гол.
— Пропустили и что? Забыли и побежали отыгрываться.
— Были какие-то приоритеты в сопернике по финалу. Кого хотели больше в оппоненты — «Байкал» или хабаровский «СКА-Нефтяник»?
— Мы не думали об этом в таком ключе. Мы всегда идём исключительно от себя и своей игры. Будем играть сильно, то какая по-большому счёту разница, кто твой соперник. Вот когда конкретно определилось, что в финале сразимся с «Байкалом», начали готовиться именно к нему.
— Но ведь играть предстояло в Иркутске и соперничать с нейтральной командой было бы попроще, чем с хозяевами льда.
— С хозяевами сложнее в эмоциональном плане, практически весь стадион на их стороне. Мы понимали, что у Иркутска будет сумасшедший психологический заряд, от этого в том числе отталкивались при подготовке к финалу.
— На стороне «Байкала» был далеко не весь стадион, на игру приехало огромное количество красноярских болельщиков, вас удивило, вас удивило их количество?
— Удивило. Очень много было людей. Нам было очень приятно. Временами они перекрикивали иркутян. Спасибо огромное и тем, кто приехал на финал, и вообще всем нашим болельщикам за их любовь и постоянную поддержку.
— В этом году здорово проявила себя молодёжь «Енисея», в финале, к примеру, признанные лидеры Ломанов и Джусоев не забили. Но зато отличились Лапшин и Чернов.
— С молодёжью мы занимались и занимаемся очень много времени. Что касается конкретно финала, то лёд был не самого лучшего качества, и более лёгким игрокам игралось комфортней.
— Сложилось впечатление, что «Байкал» все силы бросил на нейтрализацию лидеров красноярцев, а тому же Лапшину должного внимания защита соперников не оказала.
— Естественно соперники изучают нашу игру и оказывают лидерам пристальное внимание. Мы акцентировали внимание других игроков на том, что у них появится больше свободы, так в итоге и получилось.
— Школа «Енисея» работает исправно. В этом году есть кандидаты на место в основной состав?
— От ребят зависит. Как они будут работать, впитывать информацию и учиться, а затем показывать свои умения на льду.
— Поговаривают, что у нас растёт будущая суперзвезда. Речь о Марате Шарипове, который уже в 14 лет привлекается к тренировкам с основным составом. Он действительно настолько талантлив или ещё рано в таком возрасте раздавать столь щедрые авансы?
— Парень действительно талантлив. Будем с ним работать, посмотрим, как дальше всё будет. Но опять же, его рост, как хоккеиста, зависит, в первую очередь, от него самого.
— Условия для подготовки юных хоккеистов в Красноярске хуже, чем в некоторых других городах России, тем не менее наша школа регулярно рождает классных игроков или уже играющих, либо претендующих на место в составе, почему так происходит на ваш взгляд?
— К сожалению, я не так близко контактирую с тренерами нашей школы, в дальнейшем собираюсь это изменить. Но вообще, я считаю, что первопричина в массовости. Желающих заниматься хоккеем с мячом в Красноярске очень много. В таком большом количестве детей обязательно найдутся действительно талантливые ребята, а дальше уже дело за тренерами.
— На следующий год вы вновь будете бороться за победу во всех турнирах. Планируются ли какие-либо трансферы, чтобы сделать «Енисей» ещё сильнее?
— Легионеров мы не рассматриваем. А вообще в России не так много игроков, способных усилить наш клуб, те, кто мог бы, имеют действующие контракты в других командах. На данный момент ситуация такая, что мы будем обходиться собственными резервами.
— Мне показалось, что общий уровень чемпионата страны понизился. Многие боеспособные коллективы превратились в мальчиков для битья. В чём причина, ваше мнение?
— Хоккей с мячом в некоторых регионах стал незаслуженно забываем. В Красноярске в этом плане всё отлично, но, к примеру, «Динамо» (Москва) за пару лет растеряло статус суперклуба.
— Тем не менее у москвичей достаточно сильный состав, но в соперничестве с «Енисеем» они выглядели очень блекло. В Красноярских матчах один из лучших нападающих «Динамо» и страны Евгений Иванушкин напоминал свою бледную тень.
— Очень многое зависит от того, как соперник играет против тебя. Естественно мы уделили ему пристальное внимание. Постоянная опёка, прессинг, именно поэтому он и не проявил свои лучшие качества.
— Возможный регламент будущего чемпионата подвергается нещадной критике. Сергей Иванович и вовсе назвал проведение спаренных матчей убийством русского хоккея. А как считаете вы?
— Полностью согласен. Спаренные матчи — это ошибочное решение. Оно скажется в том числе и на посещаемости. Будем откровенны, есть и более слабые коллективы. Когда они потерпят разгромное поражение в первом матче, народ на вторую игру может и не придти. Зачем смотреть избиение заведомого аутсайдера.
— В Красноярске, я уверен, придут.
— Придут, но не столько, сколько обычно. Во-вторых финансовый аспект. Есть ещё много нюансов, указывающих на то, что такой регламент неприемлемый. Моё мнение, лучше иметь 16 по-настоящему классных команд. Каждая из которых будет претендовать на высокие места. Сначала гладкий чемпионат, затем плей-офф до 3 побед, причём во всех стадиях.
— А, на ваш взгляд, финал из 1 матча — это правильно? Не лучше ли было проводить серию до 3−4 побед?
— Возможно, серия была бы интересней и справедливей. В том числе и для болельщиков. Красноярцы, к примеру, заслужили увидеть финальные поединки воочию в своём городе.
— Вас тянет на лёд?
— Только в качестве фитнеса.
— То есть играть уже не хочется совсем?
— Для того, чтобы быть профессиональным хоккеистом, причём играть на хорошем высоком уровне, нужно проделывать гигантский объём работы. Я понял, что уже не готов к этому, поэтому считаю, что ушёл вовремя.
— На мой взгляд, свой последний сезон в составе «Енисея» вы провели здорово, и я не сомневался, что ещё, как минимум, 1 год отыграете.
— Вы же не знали, как мне давалось соответствовать уровню «Енисея». Какие внутренние ресурсы приходилось включать. Своё решение закончить считаю абсолютно правильным. Тем более, что получилось уйти на такой высокой ноте. Выиграть чемпионат страны с родным клубом.
— Похоже на сказку. Вернуться на закате карьеры в команду, в которой начинали свой хоккейный путь, и вновь стать с ней чемпионом.
— Именно так, это действительно было сказочное завершение карьеры. Лучшего и пожелать было нельзя.