Многолетний лидер и бомбардир казанского хоккея с мячом Сергей Харитонов объявил о завершении игровой карьеры.
В марте 2013 года форвард в форме ульяновской «Волги» завершил очередной чемпионат России, пропустил следующий сезон, а в ноябре 2014-го вернулся на лед, чтобы помочь молодежи в дубле казанского «Динамо». А осенью 2015-го помогать пришлось уже «основе» родного клуба: 37-летний ветеран, которого еще с начала 2000-ых прозвали «Дедом», вновь вернулся в элитный дивизон отечественного хоккея — на радость болельщикам Дербышек!
И не просто «вернулся»: 11 ноября 2015 года Харитонов в домашнем матче против «СКА-Нефтяника» лучший бомбардир в истории казанского хоккея вновь забил за татарстанцев — спустя 2075 дней! Всего в минувшем сезоне 5-й номер отличился 6 раз в 13 матчах,
— Сергей, Вы заявили руководству клуба, что больше не будете играть. С чем это связано?
— За многие годы игры было множество травм, все это, разумеется, сказывается. Сейчас у меня проблема с коленами. Я понимаю, что уже не смогу играть, как раньше.
— Трудно Вам, человеку, отдавшему Русскому хоккею четверть века, уходить из большого спорта?
— Каждый спортсмен должен понимать и готовить себя как-то морально, ведь когда-нибудь придется расставаться со спортом. Я к этому готов.
— В «Ракете» Вы начинали, учились, постигали азы, завоевывали первые победы. В «Динамо» Вы впервые добились высоких титулов, став сначала бронзовым призером чемпионата России, затем завоевав Кубок России и Кубок чемпионов. Сергей, положа руку на сердце, слово «Ракета» Вам все равно ближе и роднее?
— Разумеется, с «Ракетой» связана вся моя спортивная жизнь — и детская школа, и первая команда, и первые надежды, и первые разочарования. Да и все наши Дербышки — это часть нашей команды, часть нашей хоккейной истории.
— Кстати, немного об истории, если можно так сказать. Вас все — игроки, болельщики, даже тренеры — кличут «дедом». Вроде Вы никогда не были самым старым в команде, не носили бороды, не обладали хриплым голосом
— Честно говоря, я и сам не знаю. Помню только, если не изменяет мне память, еще в 90-е годы, когда мне было 20 лет с небольшим, меня так назвал наш вратарь Владислав Нужный. Почему, с чем это было связано, я не могу объяснить. Но прозвище так и закрепилось за мной.
— Прошлый сезон для клуба, пожалуй, был самым тяжелым за всю историю. Как Вы считаете, почему? С чем связаны проблемы казанского хоккея с мячом?
— Не совсем так. Бывало и хуже. Кажется в сезоне 2004/2005 гг. из 22-х команд мы заняли последнее место. А с чем связана такая ситуация? Понятно, что с финансовыми трудностями, которые испытывает клуб и его спонсоры. Нужен качественный лед, а еще лучше, новый крытый стадион, нужны хорошие тренеры, первоклассные игроки, для них соответствующие заработки, нужны условия для ДЮСШ. А это все упирается в деньги.
— Сейчас полным ходом идет комплектация команды, приходят новые игроки — и опытные и молодые из других клубов, остались и свои воспитанники в составе. У руля команды прежний тренерский штаб. Какие прогнозы на сезон Вы могли бы сделать? Сыграется ли команда? Сможет ли противостоять лидерам?
— Сразу говорить трудно, да и команды пока окончательной нет. Надо ее посмотреть в деле. Предварительно могу сказать, что пришедший опытнейший Блем будет со своей позиции защитника страховать, подсказывать, направлять действия партнеров. Слаутин с нами уже играл, его мастерство дорогого стоит. Очень рассчитываю на наших казанских парней — Фролова, Веселова, Батманова, Ахатова — они должны еще прибавить, парни молоды и талантливы. Вратари у нас надежные. Думаю, команда будет стараться, играть и набирать очки. Но вот сразу противостоять «Енисею», «Байкал-Энергии», «СКА-Нефтянику», конечно же, будет весьма проблематично. Да и другие команды просто так очков не отдадут.
— Вы, как говорится, повесили коньки на гвоздь. Что это означает? Вы не будете играть ни за первую, ни за вторую команду? Получили ли Вы предложения от клуба остаться в каком-нибудь другом качестве?
— Нет, играть я больше не буду. На данный момент я устроен на работу техником-администратором в «молодежку». Зовут меня тренером в ДЮСШ «Ракета». Других предложений пока не было. А сам понимаете, работать надо, время сейчас не самое легкое. У меня семья, дети растут.
— У вас трое детей. Легко быть папой? И влияет ли папа как-то на отношение детей к спорту?
— Во-первых, родителями быть, в первую очередь, ответственно, детей надо воспитывать, вкладывать в них душу, обеспечивать. На жизненный выбор детей я никогда не оказывал давления. Две старшие дочери раньше занимались теннисом. Сейчас они уже большие. Еще у меня есть 3-летний сынишка. Так что забот нам с мамой хватает. Пока он ходит в садик, а спортом занимается лишь на уровне утренней гимнастики.
— А Вы сами никогда не жалели, что отдали лучшие свои годы спорту?
— Нет, не жалел. Я и сейчас горд, что играл за свою любимую команду, за Дербышки, за Казань, что сделал все, что мог, играл честно, что дарил радостные минуты болельщикам. Я ведь помню те времена, когда во время матчей на стадионе были аншлаги, и люди даже сидели в парке на деревьях, стояли у заборов…
— Как опытный человек и профессиональный игрок, что могли бы Вы предложить руководству города и Федерации по развитию хоккея с мячом. На какие проблемные вопросы хотели бы обратить их внимание?
— Я игрок, вопросами развития спорта должны заниматься другие люди — те, кто отвечает за это, на кого возложены такие функции. Они обязаны поднимать престиж Русского хоккея. А пока мы этого не видим, команд в суперлиге становится все меньше и меньше, а ведь когда-то играли 22 команды. Чиновники Федерации, Администраций регионов, минспорта обязаны проанализировать ситуацию, внести предложения по развитию хоккея с мячом. Наверное, нужно начинать с детского спорта, открывать секции, строить катки, причем, и в маленьких городах и в райцентрах. Я вот помню, что в мое время у нас была команда в Чистополе, и мы часто проводили матчи с ними. Должно быть так, чтобы детям было с кем соревноваться, а у нас даже в Казани единственная школа по хоккею с мячом, это наша в Дербышках. Не понимаю, почему нельзя открыть школу или секцию при «Трудовых резервах», где есть все условия. Еще при школах должны работать опытные тренеры, и получать за свой труд достойную зарплату. Этим должна заниматься Федерация на местах (а у нас в Татарстане таковой, вообще, нет!), а потом отчитываться за проделанную работу перед всероссийской федерацией, перед Минспорта. И спрос должен быть самый серьезный! Ведь все должны понимать, что большой спорт начинается с детского спорта. При всем этом нельзя требовать сразу обалденный результат. Должны пройти годы, чтобы дети выросли, научились мастерству, стали побеждать. Здесь могу в качестве положительного примера привести работу кемеровской школы хоккея с мячом. Они поэтапно двигаются в правильном направлении: создали условия, набрали хороших тренеров, воспитывают местную молодежь, постепенно появляются результаты, улучшается и становится стабильным положение первой команды — «Кузбасса».
Проблем, однозначно, у нас много, но, как я сказал, решать их должны специалисты, анализируя опыт хоккейных школ на местах, совместно с руководством регионов, привлечением спонсоров и при прямой поддержке Федерации хоккея с мячом России.
— И последний вопрос к Вам, Сергей. Что бы Вы хотели пожелать команде в новом сезоне?
— Удачи, честной спортивной борьбы, взаимопонимания, верных болельщиков!